Новый участок набережной уже принимает свои очертания. Его возводят от бывшего здания "КазТрансОйл" до железнодорожного моста. Сейчас подрядная организация приступила к первому и крайне важному этапу - берегоукреплению.
- На сегодняшний день мы провели открытый конкурс, который выиграло ТОО «Алвис». Общая стоимость проекта по берегоукреплению - 1,3 миллиарда тенге. Мы должны завершить работы в этом году. Если будут какие-то проблемы: погодные, например, то перенесем часть работ на следующий год. Финансирует проект ТОО "KAZ Minerals Bozshakol", - сообщил директор корпоративного фонда социального развития Павлодара Бакытриза Дюсембаев.
Первый этап по возведению набережной планируется закончить до грядущих холодов. Свои изменения в ход дел могут внести разве что погодные условия. В крайнем случае, работы закончатся следующей весной. И тогда процесс перейдет на второй этап. Проект новой пешеходной зоны разрабатывается в городском отделе архитектуры.
Протяженность участка - 1 100-1 200 метров с учетом «Гусиного перелета». Без него - 800 метров. В ширину новый участок набережной составит 24 метра, шесть метров из которых займет верхний ярус с тротуарной площадкой. Предусматривается несколько спусков к воде. По просьбе церкви был учтен спуск напротив нее. Также рассматривается идея с созданием пирса с переходом на небольшой островок, который есть в Иртыше.
Здесь же, на территории прибрежной зоны, расположены четыре частных дома, по которым сейчас решается вопрос с изъятием земли. На этом месте планируется обустроить парковую зону, тем более что неподалеку в будущем появится новое здание ЗАГС.
- В проекте мы предусмотрели ливневую канализацию для отвода воды, направляющейся от города к реке. С улиц Торайгырова, Айманова, Набережная вся вода самотеком шла в Иртыш и размывала, в том числе Гусиный перелет. Ливневая канализация исключает размыв берега стоками, - сообщил автор проекта, директор ТОО "Инвест ПВ" Габит Темирбаев.
По арыкам ливневки вода будет стекать в модульную очистную станцию с пропускной способностью - 120 метров в секунду. Ее установят ближе к железнодорожному мосту. Станция будет состоять из нескольких блоков, которые поэтапно станут очищать поступающую воду от загрязняющих веществ. В проекте предусмотрена и дренажная система для подземных вод, которая по трубам будет направлять воду в реку.
Палеонтологический памятник, кстати, при строительстве не затронут совсем. Из Министерства сельского хозяйства, в чьем ведомстве он находится, пришел запрет на любые работы на территории Гусиного перелета. Габит Темирбаев с таким решением согласен - памятник исторический, нарушать нельзя, однако сообщает, что в то же время Гусиный перелет размывает вода, как со стороны реки, так и со стороны жилого массива.
На новом участке набережной постараются соблюсти единый стиль с предыдущим отрезком береговой зоны. Здесь так же будут использовать габионы - сетки с каменным наполнением.
- Есть технология укладки габионов со своими нюансами, - говорит автор проекта. - За прошлый объект я не могу говорить, но на этом мы отработали специфику данных работ с подрядчиком. В Европе лет 50-60 лет актуальны габионы. Их возводят не только на берегу, но и вдоль дорог.
Одна из сложностей, возникших при берегоукреплении - глинистая почва, которая плохо пропускает воду и образует хаотичные родники.
- На участке более десяти родников, точное расположение никто не скажет: сегодня здесь вода выходит, завтра там - где ей удобно, там и пробивает землю. Поэтому приходится вывозить отсюда глину и вместо нее завозить строительный песок с местных карьеров. Габионы имеют дренажфильтрующий эффект, - сообщает Габит Темирбаев.