Депутатам мажилиса Парламента РК стало интересно, почему официальные данные по ценам на продукты не соответствуют реальным. Об этом они спросили министра национальной экономики РК Тимура Сулейменова, который презентовал им новый законопроект, направленный на внесение изменений в вопросы государственной статистики. У народных избранников возникла масса вопросов к главе МНЭ РК, передает корреспондент Today.kz.
Первый вопрос о продуктах питания последовал от депутата Ирины Унжаковой.
"Законопроектом предлагается внести ряд новых понятий в Закон РК "О государственной статистике" и в том числе такое понятие, как "регистрация цен". В законе трактуется этот процесс, цитирую "регистрация цен, сбор первичных статистических данных о ценах, тарифов на товары и услуги при проведении общегосударственных статистических наблюдений". Причем в соответствии с правилами, которые утверждены комитетом по статистике вашего министерства еще в 2016 году, регламентируется, что регистрация цен осуществляется непосредственно на месте продажи товаров или оказания услуги. И делается это на ежедневной основе.
В связи с этим у населения возникают вопросы, почему официальные статистические данные зачастую не соответствуют фактическим изменениям цен на те же потребительские товары?
Понятное дело, что такая статистика порождает больше вопросов, чем дает ответы. Дайте, пожалуйста, пояснение о причинах расхождения и мерах, которые будут приняты для того, чтобы вызвать большее доверие у населения к государственной статистике", – сказала Унжакова.
По словам Тимура Сулейменова, МНЭ РК еженедельно проводит мониторинг цен на социально значимые товары. По всем остальным ценам – ежемесячно. Также он отметил, что в регионах проводится выборка и сверка цен по товарам 510 наименований, где 166 из них – продовольственные.
"Мы порядка 10 тысяч торговых точек включаем в свою выборку и они касаются не только торговых центров, магазинов у домов, они касаются и базаров, и рынков в том числе. Мы часто разговариваем с нашими коллегами в регионах, которые говорят, что цены, которые мы показываем, на самом деле завышенные, население говорит, что цены занижены. Наше постоянное стремление к правильному отражению и порождает то, что мы часть рынков включили, потому что многие наши граждане покупают товары на рынке. Поэтому, на наш взгляд, вот эти изменения, которые мы не так давно внесли, полнее отражают картину.
Что касается вопроса расхождения цен, как я уже сказал, у нас нет единого источника информации, мы берем по каждому товару от шести до десяти ценовых позиций, то есть масло сливочное мы можем взять в магазине у дома, на базаре, в ТРЦ
На базе этого усредняется и дается цена в целом по региону и по республике. Наши граждане сами привыкли покупать у дома или в супермаркете. Когда усреднение происходит, каждому из нас кажется, что цена не та (...), но тем не менее со статистической точки зрения это правильное усреднение цены", – пояснил Сулейменов.
Далее последовали слова главы мажилиса Нурлана Нигматулина, который подчеркнул, что ключевым был все-таки вопрос о доверии населения к официальным данным.
"Этот вопрос, наверное, уже становится вопросом философским даже из вашего ответа, коллеги. Конечно, усредненно вы считаете, и мы понимаем, ваши расчеты строго обоснованны. Расчеты базируются на основе серьезной методологии. (...) Вы сказали, что уже несколько лет как методология утверждена и соответствует международным стандартам. Это и правильно, и понятно. Вопрос в другом. Вот рядовой гражданин услышит ваши официальные статистические данные о примерном уровне потребительских цен, раз вы их привели, потом он приходит в магазин или в аптеку, видит, что нужные ему продукты либо нужные лекарства имеют совершенно другую цену.
И, как правило, дороже, чем это следует из ваших статданных
Ему не важно, что когда вы формируете этот индекс потребительских цен, то включаете туда не только вот эти продукты и лекарства, но и включаете, как говорится, "миксуете" туда и все, образно говоря, от сортов до металла. Вот где идет усреднение цены. Вот у вас и получается средневзвешенный рост цен небольшой, понимаете?" – спросил Нигматулин.
Он отметил, что когда человек сравнивает официальные усредненные показатели с ценниками на прилавке, видит серьезную разницу.
Отсюда, по его мнению, и наблюдается недоверие к данным госстатистики.
"Вам необходимо продумать, как избежать такого дисбаланса. Вы правы, невозможно сделать магазинную и рыночную цену абсолютно одинаковыми. Это же не советская система. Но если вы говорите об усредненной средневзвешенной цене на тот или иной вид продукта, вам нужно выводить его из индекса потребительских цен, делая акцент на лекарственные цены, цены на продуктовые и другие – то, что не дает вам уравнять со средневзвешенным балансом", – пояснил председатель мажилиса.
Сулейменов согласился с Нигматулиным и пообещал проработать этот вопрос, сделав акцент на отдельных индексах, которые будут включать в себя лекарства и другие значимые товары.