Ученик третьей гимназии для одаренных детей уже два года работает над «умной тростью» для незрячих. Совершенствует первоначальный вариант. Свой проект он не раз демонстрировал на различных конкурсах и выставках, передает Pavlodartoday.com
А недавно увидел похожее устройство у другого ученика. Баязет увлекается радиоэлектроникой и физикой еще с пятого класса. Дома он отвечает за электроосвещение и работу бытовых устройств. Родители мальчика трудятся в медицинской сфере, и поэтому он не понаслышке знает о проблемах незрячих людей. В своей домашней мастерской уже второй год корпит над «умной тростью».
- Печатная плата рисуется по принципиальной схеме в программе Sprint Layout, потом распечатывается на лощенной бумаге, переносится на фольгированный стеклотекстолит методом утюжки и уже вытравливаются лишние участки меди, впаиваются детали и получается готовое устройство. Но готовое устройство нужно отладить и как раз идет процесс поиска ошибок, процесс выявления недочетов. Если что-то не работает, то приходится весь цикл от разработки и принципиальной схемы и печатной платы повторять заново, - говорит Баязет Искаков, ученик третьей гимназии для одаренных детей.
Родители одаренного мальчика говорят, в прошлом году из-за возрастных ограничений он не смог участвовать в республиканском конкурсе научных проектов. Патентовать «умную трость» для незрячих не стали, сын сказал, надо доработать. Но проект неоднократно демонстрировали на различных выставках. И вот этот недоработанный вариант из пластиковой трубы на днях увидели у другого мальчика. Тот учился раньше в одном из лицеев Павлодара, а после переехал в Астану.
- Много взрослых, которые фотографируют макеты, и расспрашивают его, поэтому, в первую очередь, надо быть взрослым, корректными и смотреть за своими детьми, - отметила мама Баязета Искакова Татьяна Шагалова.
Научный руководитель мальчика, учитель физики с 37-летним стажем подтверждает, создать за месяц по-настоящему «умную» трость невозможно. - Над этой тростью он начинал работать здесь и с этой темой он работал и в технической школе, потому что нужны были дальнейшие расчеты. Для того, чтобы написать хороший проект, нужен год, как минимум, - рассказала Татьяна Брус, учитель физики гимназии № 3 для одаренных детей.
У Баязета впереди другие республиканские конкурсы. Школьник переживает, что его самого могут обвинить в плагиате. Поэтому впредь раскрывать всем схемы изобретений не намерен.