О том, чему научились американские спасатели у казахстанцев, и что вынесла для себя в США казахстанская делегация медиков, пишет газета "Звезда Прииртышья" в материале "На скорую руку".
«Дочековый восторг»
Недавно Государственный департамент США пригласил группу казахстанских медиков в Нью-Йорк с целью поподробнее ознакомиться с системой оказания первой медицинской помощи в нашей республике и показать свою. Да, высокоскоростную (американские службы спасения прибывают на вызов в течение десяти минут, а чаще меньше), да, высокотехнологичную (каким только оборудованием не оснащены их служебные автомобили!), но всё же, видимо, не без недостатков, раз уж американцы подумывают её видоизменить, присматриваясь к казахстанской модели.
Попади сейчас любой из нас в Америку и окажись в ситуации, требующей вызова 911, первая реакция на обслуживание вызова будет не меньше, чем: «Ах! Какой уровень! Какой сервис!» Нечто подобное испытал и главный врач Павлодарской станции скорой медицинской помощи Канадан Ахметжанов, в числе казахстанской делегации прибывший в Нью-Йорк для обмена опытом.
Начнём с того, что звонившему в службу спасения совсем не обязательно сообщать свои координаты. Все поступающие на номер 911 обращения автоматически проходят через систему геолокации. И диспетчер ещё может трубку не положить, разговаривая с тем, кому необходима помощь, а к пострадавшему или пациенту уже будет спешить подмога. И спешить, насколько это возможно, мчась во весь опор.
– В Америке пусть только попробует какой-нибудь водитель не пропустить транспорт с включенными проблесковыми маячками, ему пришлют такой огромный штраф, что он потом будет всю жизнь при виде автомобиля службы спасения пытаться с бордюром слиться, – рассказывает главный «скоровик» Павлодарской области.
Естественно, при таком отношении участников дорожного движения к «Скорой помощи» последняя к месту вызова приезжает более чем оперативно. Десять минут – и человек уже не один на один со своей бедой, а в окружении просто огромного количества людей, готовых ему помочь. В Америке на один вызов приезжают как минимум машины три-четыре одновременно: парамедики, спасатели, пожарные, полицейские. И у всех – не машина, а мечта каждого главного врача любой казахстанской клиники. Какого только оборудования там нет! На все пожарные случаи жизни! При этом если звонившему требуется пусть даже незначительная медицинская помощь, его обязательно доставят в больницу. Причём именно в ту, в которую укажет больной (если в состоянии будет говорить), даже если она будет находиться на противоположном конце Нью-Йорка.
Что ни говори, а всё вышеперечисленное у совсем не избалованного медицинским обслуживанием казахстанца просто не может не вызвать восторга. Вот только чувство это, скорей всего, будет краткосрочным. До той поры, пока человеку не выставят счёт за оказанные ему медицинские услуги.
– Стоимость одного вызова в рамках службы спасения составляет в США от ста до двух тысяч долларов, – обращается к американскому прейскуранту Канадан Ахметжанов. – И это речь идёт только о скорой помощи, в задачу которой входит максимально быстро доставить человека в больницу, по пути стабилизировав его состояние. А в приёмных покоях их клиник цены по медстраховке вообще баснословные!
Приёмный рой
Кстати, об американских приёмных отделениях. Участникам казахстанской делегации, а возглавляла её вице-министр здравоохранения Лязат Актаева, показалось, что они попали на съёмки какого-нибудь фильма о скорой помощи: просто огромное количество самых разных людей и бешеный темп работы медперсонала.
– В год скорая помощь Нью-Йорка обслуживает полтора миллиона вызовов. А в целом по стране эта цифра и вовсе огромная – двести миллионов. И всех этих людей без разбора доставляют в клиники, да ещё и в общие приёмные отделения! Вы можете представить, чтобы в один приёмный покой у нас доставляли и рожениц, и детей, и наркоманов, и алкоголиков, и раненых с огнестрельным ранением, и инфарктников? Нет. А там это – обыденная практика, – рассказывает павлодарец.
Не удивительно, что американские приёмные отделения в любое время суток – это несмолкаемый, гудящий рой. И там так же, как и у нас, можно встретить людей, лежащих в коридорах.
– Но меня удивило даже не это, поскольку при таком количестве регулярно поступающих больных немудрено, что кому-то из них не достанется места в палате, – делится своими впечатлениями Канадан Ахметжанов. – Я был поражен реакцией этих людей. Они спокойно лежали в коридорах, и никому и в голову не приходило скандалить или куда-либо жаловаться по поводу того, что им не выделили палату. Я спросил у одного такого «коридорного» американца, доволен ли он оказанной ему медицинской помощью. И он с улыбкой ответил мне: «Конечно, доволен! Меня осмотрел врач, и нет никаких проблем, что сейчас меня определили в коридор».
Правда, думается, между коридорами клиники американской и казахстанской разница всё же есть, хотя бы в том, что там, за океаном, больным, которым не повезло со свободным местом в палате, не приходится два часа ждать, когда к ним подойдёт врач. Поэтому рассуждать об отличительных чертах менталитета двух народов в данном случае не показательно.
На все руки пожарные…
Но вернёмся к американской медстраховке, стоимость которой настолько высока, что в последние годы в Америке стали регистрировать уменьшение количества застрахованных, и как следствие более широкое распространение медицинского туризма, когда американцы предпочитают обследоваться или лечиться в других странах, где с них не сдерут за это три шкуры.
Получается, что, с одной стороны, завышенные расценки страховых случаев позволяют как службам спасения, так и больницам оказывать медпомощь на самом высоком с точки зрения высокотехнологичности уровне. Но в то же самое время идет отток больных. И вот эта палка о двух концах среди прочего и привела к пониманию того, что в системе оказания медицинской помощи, в том числе и первой, необходимо что-то кардинально менять. Например, сократить количество бригад, обслуживающих один вызов. Тем более что сорок процентов от всей оказываемой скорой медицинской помощи в стране приходится на пожарных, которые зачастую первыми прибывают по нужному адресу. Все американские пожарные имеют за плечами курс медподготовки. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим – это такая же составляющая их повседневной работы, как и тушение пожаров. Обусловлено это особенностью строительного рынка США. Дело в том, что исторически сложилось так, что Америка – это деревянная страна. Так было много лет назад, когда прерии населяли преимущественно американские индейцы. И так есть сейчас. США – это страна совсем не небоскрёбов, как принято считать. 80 процентов всех сооружений Америки составляют малоэтажные здания из дерева. Как быстро горит дерево, никому объяснять не нужно. Поэтому-то пожарных США и обучают основам реанимационных мероприятий. Впрочем, этими знаниями в стране, открытой Колумбом, никого не удивишь. Оказать первую медицинскую помощь до приезда служб спасения там могут представители очень многих профессий, помимо уже упоминавшихся пожарных: полицейские, учителя, продавцы крупных универмагов, таксисты, водители общественного транспорта. Одним словом, те, чья профессиональная деятельность осуществляется в местах большого скопления народа. И ещё в тему об общественных местах. Главного врача Павлодарской станции скорой помощи очень впечатлило наличие в них дефибриллятора и жгута. В критических ситуациях очень многие американцы могут самостоятельно остановить кровотечение у пострадавшего до приезда службы спасения.
Дефибрилляторы в свободном доступе
– Думаю, это то, что можно было бы уже сейчас внедрить в Казахстане, – поделился своим мнением Канадан Ахметжанов. – Это не требует большого финансирования, а пользу может принести огромную. Об этом можно судить даже на примере двух павлодарских полицейских, которые не так давно завели сердце пострадавшего во время пожара до приезда наших реаниматологов (с недавних пор на базе службы «103» стали обучать полицейских базовым реанимационным мероприятиям – прим.авт.). Вот эту программу по оказанию первой медицинской помощи нужно вводить во всех колледжах и вузах Казахстана как обязательный обучающий курс. К слову, когда мы, опять же с целью обмена опытом, посещали Турцию, то там ни одному человеку не выдадут водительские права без знания реанимационных мероприятий. Хорошо, если бы и наша страна пошла по этому пути. И, как я уже говорил, неплохо было бы обеспечить культурно-развлекательные места с большим скоплением людей дефибрилляторами и жгутами.
А медик – кто?
Рассказывая об американской модели оказания первой медицинской помощи, нельзя не упомянуть о дифференциации обслуживания вызовов. В их системе скорой помощи насчитывается всего восемь процентов врачей. И ни один из них не выезжает на вызовы. Это – высокооплачиваемые специалисты, которые выступают в роли консультантов. В случае необходимости они по телефону подсказывают парамедикам тактику ведения того или иного больного до его госпитализации. Таким образом, в американской службе спасения нет выездных врачей, есть только консультанты. Их служба спасения представлена в своём большинстве парамедиками – фельдшерами с высшей категорией подготовки. Затем идут медтехники, которые могут, например, ввести больному инъекционное лекарство, но не имеют права проводить какие-либо медицинские манипуляции. Что же касается уже упоминавшихся пожарных и полицейских, то в их обязанности входит лишь стабилизировать состояние больного до приезда медиков рангом выше.
В казахстанской службе скорой медицинской помощи врачи пока ещё присутствуют, но в то же время нельзя не отметить, что и у нас ориентир, по большому счету, взят на фельдшеров. Правда, Павлодар в этом смысле выгодно отличается от других регионов, поскольку в областном центре основные медицинские бригады – реанимационная, кардиологическая, психоневрологическая, педиатрическая – это бригады врачебные. Может быть, поэтому в Павлодаре высок процент успешной реанимации – 48,2. А вот в Америке этот показатель составляет всего 11 процентов, тогда как в других экономически развитых странах он превышает 60 процентов.
– Почему? Я так и не смог выяснить! – прокомментировал главный «скоровик» Павлодарской области.
Ещё одно существенное отличие американской и казахстанской служб скорой помощи – это госпитализация: обязательная там и выборочная здесь.
– У нас процент госпитализации на стадии обслуживания вызовов составляет 20, – рассказывает Канадан Ахметжанов. – При этом работа службы «103» будет считаться эффективной, если из этих двадцати процентов доставленных больных в стационары госпитализируют не менее 80. И я считаю, что это правильный подход. Это подтверждает и американский опыт, когда две трети от количества госпитализированных вообще не нуждаются в стационарном лечении.
От улыбки станет всем светлей…
Думается, это как раз то, что в большей степени и заинтересовало приглашающую сторону в казахстанской модели скорой помощи, которая на фоне их системы выглядит гораздо более экономически выгодной. Именно с этой точки зрения в США сейчас и разрабатывается пилотная программа, направленная на реформирование американской службы скорой помощи. И в самом деле, зачем, скажем, на один вызов направлять по 3-4 машины одновременно, хотя за глаза хватает и одной? Ведь сколько бюджетных средств можно сэкономить!
Казахстанцы же взяли себе на вооружение многофункциональность их санитарных машин, систему материально-технического оснащения, когда вообще отсутствует такое понятие, как «износ транспорта», скорость доезда бригад и улыбчивость медперсонала. Да, ещё павлодарские медики «103», как традиционные пионеры по внедрению в свою работу всевозможного рода технических новшеств, хотели бы приобрести геолокационное оборудование. Но всё это требует дополнительного и весьма солидного финансирования. Единственное, что могут перенять павлодарские скоровики здесь и сейчас, так это этику поведения сотрудников американских служб спасения.
– Медицинские работники США всегда улыбчивые, всегда приветливые, они не оставят без подробного ответа ни один вопрос пациентов. Мне бы хотелось и своих сотрудников видеть на вызовах всегда доброжелательными, с улыбками на лицах, – говорит Канадан Ахметжанов.
В общем, поездка в Нью-Йорк оказалась познавательной для обеих сторон. Так что не удивляйтесь, если в следующий раз, когда вам необходимо будет вызвать службу «103», к вам вдруг приедет улыбающийся на все 32 зуба медик. Ему вовсе не смешно оттого, что вам плохо. Это опыт такой! Американский…
Фото Валерия БУГАЕВА