Деятели культуры назвали оптимизацию уникального музея варварством.
Представители интеллигенции, обеспокоенные ситуацией вокруг единственного в мире музея грампластинок Наума Шафера, написали письмо на имя премьер-министра Бахытжана Сагинтаева. Об этом корреспонденту Total.kz сообщила представитель инициативной группы, режиссер телевидения Ирина Кононенко.
«Прежде всего надо подчеркнуть, что речь идет об уникальном объекте культуры, и он требует к себе особого отношения. С этими пластинками, а там есть редкие экземпляры, стеклянные, конца 19 века, должны работать люди с особенным отношением и подходом к культуре и искусству, которые с любовью относятся к своей кропотливой работе. А такая резкая смена статуса музея непонятно к чему приведет», — говорит Ирина Кононенко.
Она считает, что полная неизвестность со статусом музея — это просто шокирующая и пугающая ситуация.
«Как сказал один из моих друзей: надо остановить это варварство! Потому что так относиться к вещам, которые являются у нас, можно сказать, национальным достоянием страны, это, мягко говоря, большая небрежность. Это ни в коем случае нельзя делать и нельзя допустить, поэтому мы обратились за защитой в правительство Казахстана», — заявила активистка.
Текст обращения к премьер-министру Бахытжану Сагинтаеву представители интеллигенции направили заказным письмом.
«…Вы, Бахытжан Абдирович, как никто другой знаете специфическую сущность музея и значение частной коллекции грампластинок, принадлежащей лично Науму Григорьевичу, ее значение для Казахстана и всего мира», — говорится в обращении. Под текстом подписались несколько деятелей культуры региона и журналисты.
«…Просим найти возможность сохранить текущее состояние музея, который обеспечивал жизнь и развитие коллекции, дать возможность работать тем людям, которых при своей жизни Наум Григорьевич учил бережно относиться к коллекции, проводить творческие вечера, научную работу и которые смогли бы продолжать его дело. Безусловно, мы, жители Павлодарской области, хотели бы, чтобы коллекция осталась на нашей земле. Но если речь пойдет о сохранности коллекции, то просим помочь найти ей достойного хранителя, ценителя и продолжателя, и неважно тогда, на каком уровне это осуществится, на местном, на республиканском, на мировом», — такими словами завершается обращение к Сагинтаеву.
Свою подпись под обращением в защиту музея профессора Шафера поставила и его ученица Лейла Оразбаева. Как юрист она изучила документы и создала специальную группу в социальных сетях под названием «Наследие Шафера Наума Григорьевича», где на открытой площадке обсуждается возникшая ситуация. Лейла Оразбаева попросила пользователей не путать понятия «ликвидация» и «реорганизация», так как сейчас речь не идет о полном закрытии музея.
«…Происходит процедура реорганизации. Ликвидация предприятия и реорганизация предприятия — две разные процедуры. Это раз. При данной процедуре приказ о ликвидации не издается. Постановление о реорганизации было подписано 25 декабря 2018 года. Согласно законодательству необходимо два месяца для определенных мероприятий, после чего становится возможной регистрация реорганизации, которая и произойдет, посчитаем, не 19 января, а не ранее 25 февраля. Это два. И это, правда, «два» тому специалисту, который написал слово «ликвидация» в протоколе мероприятий…», — написала под одним из постов ученица знаменитого профессора.
В настоящее время вокруг музея и принадлежности 27 тысяч граммофонных и виниловых пластинок, которые всю свою жизнь собирал ученик Евгения Брусиловского, разгорелся нешуточный скандал. Местные власти в рамках оптимизации бюджетных расходов приняли решение лишить уникальный культурный объект самостоятельного статуса и сделать его филиалом музея литературы и искусства им. Бухар жырау.