Айгерим Загитова трудится в павлодарской колонии строгого режима психологом уже 7 лет. Признается, выслушала немало жутких историй, учитывая контингент, который отбывает здесь наказание. Однако работу свою любит и старается помочь. Один из способов - написание писем осужденными своим жертвам, передает корреспондент NUR.KZ.
Брать листок бумаги и писать осужденные в павлодарской колонии не всегда решаются с первого раза. Тут, признается психолог, нужно взглянуть своим страхам в глаза. Хотя есть и те, кто довольно легко с этим справляется.
Олег в колонии уже 11 лет. Оказался в АП-162/4 за убийство. Говорит о событиях 2008 года открыто и признается, что не жалеет о содеянном. Срок для мужчины уже не первый. Ранее Олег был осужден за кражу. Когда освободился, отправился домой. Устроился работать, но тут его брат оказался в колонии. Однако его прошлое не оставляло в покое родных. Был такой Василий, которому родственник Олега задолжал, вот тот и стал наведываться в дом в попытке вернуть деньги.
Олег вспоминает, в день убийства к нему пришли друзья. Сели, выпили, много разговаривали. Заглянул все тот же Василий, вновь требовал деньги, которые задолжал брат. В итоге, разговор перерос в драку. Все это происходило на улице, пока друзья Олега сидели дома за столом. В ходе борьбы он вытащил колышек для рассады и ударил им соперника, а после схватил веревку и стал душить. Перетянул сильно, бросил, отошел и закурил. Василий стал тяжело дышать, а затем скончался. Закончилось все тем, что Олег просто закопал тело за собственной баней.
Родственники стали искать его жертву, обратились в полицию. Олег даже участвовал в поисках. Нашли тело спустя 9 месяцев случайно. Мама арестанта решила расширить огород и обнаружила странных червей.
"Погода была пасмурная, черви эти вылезли. Так бы, может быть, никто бы и не узнал, что Васька там лежит. Нет, мне он не снился, не приходил ко мне, меня не мучила совесть. Я спокойно жил, работал. Если бы я его не убил, он убил бы меня. Допустить, чтобы он еще раз обидел меня или мать, я не мог. Поэтому считаю, что сделал все верно. Наказание свое я несу», - признается Олег.
В АП-162/4 в какой барак не зайди, наткнешься не на одну такую историю. Отбывают здесь наказание убийцы, педофилы, насильники, а называют таких «спецконтингентом».
Один из способов реабилитации - письма своим жертвам. Хотя не все с легкостью воспринимают то, что совершили, а потому за ручку берутся иногда с трудом.
«Я считаю работу психолога ключевой в «лечении» душевных ран осужденного. Ведь самое главное в нашей работе - дать осужденному надежду, силу и уверенность в завтрашнем дне, увидеть в нем личность, человека. Еще очень важно не пропускать каждую историю через себя. Как говорят мои коллеги, «оставлять работу на работе». Вечером, уходя домой и закрывая кабинет, я уже думаю, что приготовлю на ужин своей семье», - говорит психолог Айгерим Загитова.
Кстати, Олега осудили на 12 лет, через год он уже сможет освободиться. В колонии много читает, учится на слесаря, когда выйдет, поедет к маме.