Касается этот документ тех, кто работает в сфере торговли и перевозки грузов. С начала 2021 года требование оформления и подтверждения сопроводительных накладных на товары реализуется в стране в пилотном режиме. И пока идет отлаживание системы, в том числе и в нашем регионе, передает Павлодар-онлайн.
Нововведение по оформлению сопроводительных накладных на товары уже столкнулось с критикой. Например, в Алматы владельцы магазинов у дома заявили о том, что не смогут вести такой сложный документооборот, а нанимать специалиста - накладно.
Руководитель управления разъяснительной работы департамента государственных доходов по Павлодарской области Галина Бирюкова считает, что больших трудностей в осваивании новых требований нет, тем более сейчас часть процессов постепенно упрощают, что и подразумевает пилотный режим.
- Сопроводительная накладная - это товаросопроводительные документы, которые подтверждают отгрузку товаров налогоплательщику, - поясняет Галина Бирюкова. - Это позволит обеспечивать сквозную отслеживаемость товаров. Пока этот проект реализуется только в рамках ЕАЭС и только для грузов, которые перевозятся автотранспортом.
Оформляется такая накладная в основном в электронной форме в информационной системе "Электронные счета-фактуры. В бумажном варианте используется только там, где отсутствует покрытие интернет-сети, либо при каких-либо технических сбоях.
Планировалось, что нововведение вступит в действие с 1 марта 2021 года, однако для наладки работы всех систем и адаптации к новым требованиям налогоплательщиков понадобилось больше времени.
И теперь сроки такие: по подакцизной продукции, куда входят этиловый спирт, алкогольная продукция, бензин, дизтопливо, табачные изделия, а также по экспорту и импорту между странами ЕАЭС, продлен до 1 июля. По товарам "Виртуального склада": легковым автомобилям, телевизорам, пылесосам, холодильникам, электронагревательным приборам, лекарствам, золотосодержащей продукции, срок продлен до 1 ноября. По остальным группам товаров из перечня изъятия Всемирной торговой организации, маркируемым товарам, в том числе по табачным изделиям с применением цифровой маркировки, пилот продлен до 1 февраля 2022 года.
Для крупных оптовиков, по словам Галины Бирюковой, проблем не возникает, разве что по чисто техническим моментам, которые быстро решаемы.
- Вопросы возникли в розничной сети, которая была не готова к внедрению этого пилотного проекта. Напомню, что в период действия проекта в пилотном режиме Административный кодекс не применяется, штрафами плательщики не облагаются. Больших навыков в работе в информационной системе "Электронные счета-фактуры" не нужно. Она есть и в виде мобильного приложения. Просто следует ознакомиться с нормативно-правовой базой, чтобы понимать для чего, в какие сроки нужно это все оформлять, - говорит представитель налогового органа. - Подтверждать сопроводительные накладные на товары розница должна только по подакцизной продукции. Остальные группы товаров не подтверждаются. На добровольной основе розница может выписывать СНТ по произведенной реализации за месяц до 10 числа следующего месяца. Выписку СНТ розница может осуществлять по требованию покупателя, если это реализация конечному потребителю, и вправе выписать ее не позднее 15 дней со дня реализации.
По словам спикера, информационная система уже показала свою эффективность. С 1 января этого года по состоянию на 10 февраля, например, по импорту подтверждено 1 626 сопроводительных накладных, по экспорту - 655. Вручены уведомления 380 налогоплательщикам.
- В период пилота, если даже идет перемещение груза без СНТ через автомобильные пункты пропуска, а у нас их в области пять, то никто груз не останавливает, штрафных санкций не применяет - водителю вручается уведомление. Он проходит границу, у него сканируются документы, - рассказывает Галина Бирюкова. - Для тех, у кого имеются сопроводительные накладные, всего лишь делается отметка в информационной системе, и проход через пункт пропуска для него занимает несколько минут.
Ожидается, что эти новведения в налоговом законодательстве помогут снизить лжетранзит и сократить теневую экономику. Ранее руководитель управления ДГД по Павлодарской области сообщала о выявленных фактах нарушений в перевозках якобы транзитного груза в регионе.
- К сожалению, были такие моменты, когда, например, из России к нам заезжала машина, на границе водитель заявлял, что идет транзитом, а на самом деле заезжал в Павлодар и разгружался на оптовом рынке. У нас такие факты были установлены. Теперь законодательно мы имеем право проверять эти документы, также мы можем отслеживать при помощи спецпломб через спутниковую связь маршрут движения ввезенных товаров, - сообщала Галина Бирюкова.
Для получения обратной связи и разъяснения всех интересующих вопросов по этой теме создан специальный чат в Телеграме. Также более подробную информацию, касательно товарно-сопроводительных накладных, можно получить на сайте Комитета государственных доходов РК.
Фото иллюстративные