По мнению экологов и биологов, на месте, где должны возводить новый мост через Иртыш, не растут пирамидальные тополя, тогда как разработчики оценки воздействия на окружающую среду для проекта строительства уверяют - эти деревья там есть, передает Павлодар-онлайн.
Спор между местными специалистами в сфере экологии и биологии и проектировщиками разгорелся сегодня, 18 марта, во время общественных слушаний по проекту "Строительство моста через реку Иртыш на автомобильной дороге республиканского значения "Кызылорда-Павлодар-Успенка-граница РФ", 1381 километр". Они прошли в формате видеоконференцсвязи на платформе ZOOM.
- Старый мост был построен и введен в эксплуатацию в 1962 году. За 59 лет эксплуатации исчерпал остаточный ресурс по несущей способности пролетного строения и опор моста, - рассказал главный инженер проекта от консорциума ТОО "Казахский Промтранспроект" Владимир Трифонов.
Как уже сообщалось на прошедшем вчера брифинге в службе региональных коммуникаций, сейчас состояние моста - неудовлетворительное, он имеет множество серьезных дефектов и не отвечает современным эксплуатационным требованиям. Было озвучено и то, что на мосту действует ограничение по грузоподъемности с пропуском автотранспорта массой не более 10 тонн с интервалом 30 метров.
Новый мост планируют возводить неподалеку от старого - ниже по течению реки. Проектируемый срок строительства - чуть больше четырех лет, начало работ намечено на третий квартал 2021 года. Возведение моста обойдется примерно в 38 миллиардов тенге. 
По словам технического директора ТОО "Фирма "Ақ-Көңіл" (разрабочик ОВОС к проекту) Альбины Бахтигузиной, ближайшая к месту строительства жилая зона расположена с юго-восточной стороны на расстоянии 37 метров, а с восточной стороны - на расстоянии 46 метров.
- В описании у вас указано, что тополь пирамидальный составляет по количественному составу 1 655 деревьев, - сообщила заместитель председателя ОО "Эком" Марина Поух. - Откуда у нас в пойме реки Иртыш пирамидальные тополя? Там не может быть их в силу того, что этот вид завезен к нам, в Павлодарскую область, в 80-х годах прошлого столетия. И это индуцированный вид. Он у нас не произрастал. На территории города Павлодара - я могу с вами согласиться, что 831 дерево, возможно, и будет. Но в пойме нет таких тополей. У меня в связи с этим вопрос: насколько реально, что кто-то выезжал на место?
В ответ проектировщики сообщили, что сотрудники фирмы выезжали и считали зеленые насаждения на площадке будущего строительства, а пирамидальные тополя произрастают там, на территории гослесфонда, в пойменной части.
Жительница Павлодара, журналист Ирина Адылканова предложила вместе поискать пирамидальные тополя и проверить тем самым работу разработчиков ОВОС, на что получила согласие от генерального проектировщика.
В документации, предложенной к обсуждению, представители общественности нашли опечатку, где вместо Павлодарской области указана Восточно-Казахстанская, и заподозрили, что оценка не была проведена должным образом. На это указывают и некоторые другие недочеты в данных.
Также участники публичных слушаний высказали сомнения, что молодые деревья, высаженные в качестве компенсации, приживутся. Согласно проекту, предусматривается возмещение за вырубленные деревья по принципу один к десяти.
- Проектом предусмотрены посадка, уход в период строительства и в период гарантийного срока, который составляет пять лет. В случае гибели саженцев - они будут заменены, - пообещали проектировщики.
В "КазАвтоЖоле" добавили, что у них есть организация - ТОО "Казахавтодор", которая занимается озеленением автодорог республиканского значения. Она возьмет на себя и мероприятия по содержанию саженцев.
При возведении нового моста урон будет нанесен не только зеленому фонду, но и ихтиофауне реки. По расчетам разработчиков ОВОС, общий ущерб, причиненный рыбному хозяйству в результате гибели кормовых для рыб организмов, личинок промысловых рыб, в денежном выражении составляет более двух миллионов тенге. Для компенсации ущерба обещается выпустить в реку 942 двухлетки сибирского осетра навеской не менее 400 граммов.
Замечания от ОО "Эком" к представленному проекту высказала председатель экологической организации Светлана Могилюк.
- Раз идет речь о строительстве уникального моста, как проектировщики сами в начале заметили, мы бы хотели видеть и уникальные меры по сохранению окружающей среды, тем более, что речь идет о воздействии на охраняемую территорию, - заявила эколог. - Но мы, к сожалению, видим, что ОВОС сделан с очень большими недоработками, мягко говоря. Мы не услышали выше ни о шуме, ни о том, как будут сточные воды очищаться - непонятно, как эта фильтрация будет очищать от ГСМ.
Также она сообщила, что в самой документации содержится неверная информация о Павлодарском регионе. Например, в ней указана средняя вероятность возникновения землетрясений, а про ураганные ветра отмечено, что их вероятность незначительна, тогда как в реальности все иначе.
Светлана Могилюк подчеркнула, что необходимо учесть и естественно растущую на территории будущего строительства зеленую поросль, потому что она дает тот молодняк, который можно пересадить, а не уничтожать. Она настояла на необходимости провести лесопатологические обследования заново.
Ее поддержала и эксперт общественного фонда "Берегиня-Био" Татьяна Пономарева, которая добавила, что мелкие растительные остатки не стоит выбрасывать на полигон, а нужно переработать, так как это органическое сырье, которое можно использовать потом для удобрения почвы при компенсационных посадках.
Публичные слушания по итогу признали состоявшимися, заказчику проекта и разработчикам поручено учесть высказанные замечания и заново составить лесопатологический акт с участием общественности.
Использованы иллюстрации из документации к проекту

Чета мне мост напомнил ЛРТ, тока в профиль. Да и у Кенжеколя мост построили, так ли уж срочно нужно второй мост делать? Обходились же раньше одним мостом. Отремонтировать старый, и пускай для легкового транспорта будет, автобусов, а тяжеловесы пусть на Кенжеколь заворачивают, или на маломерки располовинивают. И для промзоны и так жд.мост работает, речной транспорт тоже.
, что вы говорите. Предложите еще 38 миллиардов не осваивать.
, Вот-вот, был бы бюджет, а Нью-Васюки его освоить(присвоить) найдутся. Ну, если им так не терпится их освоить, то пусть пустят на грамотное озеленение, хоть какая польза будет. И много людей будут трудоустроено.
те предлагаете эксплуатироать старый мост пока не рухнет? Думаю всё таки выводы о возможности дальнейшей эксплуатации старого моста оставить на специалистов. Думаю они всё таки более компенентны в данном вопросе, чем диванные эксперты вроде нас
.
Раз уж щашёл уж разговор про мосты. Пошёл пятый год сдачи кенжекольского моста, а развязку там достроили? давно не ездил.
, Фикус, в оправданности второго моста сейчас, мир поменялся, "нужно по одёжке протягивать ножки". И пока кризис не прошел, может стоит отложить вопрос, и бережней относиться к старому мосту? Основные контакты по суше имеются, т.е. на север, на восток, и на юг. А на запад, с остальным Казахстаном, и с другой частью области, в Кенжеколе мост имеется, ну и дальше в Семее тоже. И всплеска активности движения вряд ли прогнозирую, это не СССР. Кроме того, пожалуй стоит развивать и речную навигацию, и паромную, глобальное потепление всё-ж идёт. Да и, всё равно идёт движение в сторону агломерации Павлодар-Аксу.
Да и экологичные транспортные дроны, на газе, электричестве, фиг знает как смогут ездить, может им достаточно будет штангу-рельсу, или струну, прокинуть, и они смогут зацепляясь проезжать над рекой, как фуникулёр. И не особо напрягаясь над высотой. Я бы лично так сделал, это в разы удешевит переправы. Да и не тока переправы, можно и второй этаж дорог сделать для дронов. И в степи тоже просто столбы с рельсом-струной, это экология отдыхает, это и флора и фауна целая, а сугробы, затопы, ухабы, частная собственность участков, пешеходы, и бродячий скот, всё это мимо. Ну и, нехилая экономия бюджета. Конечно, немного революционно, ну, а как же иначе? Когда-то надо типо того начинать.