Планируется, что полигоны построят в Баянауле, Иртышске, Майкаине и Теренколе, передает Павлодар-онлайн.
Исполнение «Дорожной карты» по экологическим вопросам обсуждалось на площадке департамента экологии Павлодарской области. В конференции участвовали представители местных исполнительных органов, экологи и неравнодушные жители города.
Один из пунктов «Дорожной карты» - строительство четырех новых полигонов в 2023 году. Пока бюджетная комиссия заявку на разработку технико-экономического обоснования проектов не одобрила. Ее будут подавать повторно, еще рассматривается вариант финансирования в рамках государственно-частного партнерства. Кроме этого, в десяти населенных пунктах области в этом году планируется привести свалки в соответствие с экологическими требованиями.
Еще один из долгосрочный планов - рассмотреть возможность внедрения установки для извлечения ценных промышленных продуктов из отвалов углистых пород Экибастузского угольного бассейна.
- На всех угольных разрезах области в отвалы отвозится некондиционный уголь, у которого высокая концентрация зольности, - рассказал инициатор проекта, руководитель Центра компетенций по экологическим технологиям Ахан Омирбек. - Эти угольные отходы складируются, засыпаются материалом, но начинают гореть, поскольку уже успели соединиться с кислородом. Такие пожары иногда идут годами, это большая проблема. Парниковые газы и опасные вещества, выделяемые в процессе горения, наносят большой вред. Потушить их нет никакой возможности, единственный способ предотвратить - не отгружать эту породу в отвалы, а перерабатывать ее в ценные продукты, включая редкие земельные металлы.
По словам специалиста, все документы для этого проекта подготовлены - разработана технология, карта, составлен бизнес-план и определена сумма самой установки.
- На данный момент нас поддерживает «Богатырь-Комир». Основного инвестора проекта мы пока ищем, но это трудно. Все хотят получить прибыль, а это опытно-промышленная установка. Если бы были деньги, то была бы твердая уверенность, что мы эту установку за год-полтора собрали и запустили. Здесь нужен грант, тут нет возвратных средств, кредит брать под проект тоже невозможно, - подчеркнул Ахан Омирбек.
А вот отходы Павлодарского алюминиевого завода планируют пустить на дороги, точнее на асфальт. Сегодня отвальный шлам уже используется при укладке дорожного полотна - в 2020 году его объем составил 77 тысяч тонн. В этом году его объем планируют увеличить до 114 тысяч тонн, на этот объем дорожники уже подали заявки. На предприятии же в год образуется больше двух миллионов тонн отходов.
Фото Александра Рюмина, ТАСС