Об этом журналисты сегодня спросили у руководителя госоргана, курирующего сферу городского общественного транспорта - начальника отдела ЖКХ Арслана Калиякбарова, передает Павлодар-онлайн.
О том, что в автобусах в часы пик творится форменное безобразие, не говорил только ленивый. Утром и вечером салоны битком набиты людьми, никому нет дела до соблюдения прописанных в постановлении санврача противоэпидемиологических норм, люди просто надеются доехать до дома или до работы.
Знают об этом и в отделе ЖКХ: руководитель ведомства Арслан Калиякбаров на сегодняшнем брифинге в региональной службе коммуникаций отметил, что к работе автобусов действительно много нареканий. Однако сам начальник отдела в автобусах ездит только в случае крайней необходимости, сообщить, когда в последний раз был пассажиром автобуса, Арслан Калиякбаров не смог.
Как ранее объясняли в городском акимате, проблемы с нехваткой водителей автобусов возникли из-за пандемии. Когда был тотальный локдаун, они остались без работы и вынуждены были искать другой источник дохода. В итоге теперь недостает около 30% водителей.
Решать этот вопрос намерены с помощью электронного билетирования. В отделе ЖКХ сообщили, что сейчас в Павлодаре действует 33 автобусных маршрута, 21 из них являются социально значимыми, по которым акимат намерен выплачивать субсидии. Сейчас эта система в областном центре не развита, транспортникам компенсируют только перевозку льготных категорий граждан. Выделяется на это около 300-400 миллионов тенге, на перевозчикам этих денег не хватает.
- Чтобы улучшился сервис, маршрут должен быть рентабельным. Сделать это можно за счет повышения тарифа, но такой вариант мы не рассматриваем. Поэтому мы решили пойти по другому пути - через субсидирование затрат, которые несет перевозчик, из средств бюджета, - пояснил руководитель отдела ЖКХ.
На 2022 год предполагается выделить около трех миллиардов тенге для субсидирования только автобусных маршрутов. Однако эти данные предварительные. Точные расчеты смогут сделать после того, как начнет действовать безналичная оплата и станет понятно, сколько людей ездит по тем или иным машрутам. Операторы должны будут предоставлять информацию о том, сколько человек проехали в автобусе, оплатив проезд картой, сколько из них льготников - бесплатно или за 40 тенге.
Всех водителей в автопарках вскорости намерены перевести из категории индивидуальных предпринимателей в наемных работников. То есть они больше не будут арендовать автобусы, а станут работать за зарплату. Арслан Калиякбаров заявил, что руководство автопарков согласилось на такую систему, в противном случае владельцы предприятий не получат субсидий.
В теории электронное билетирование покажет реальный пассажиропоток на социально значимых маршрутах, автопарки будут получать субсидии, платить своим водителям зарплату и параллельно улучшать качество сервиса, в том числе избегая нарушения графиков, так как за это будут штрафовать. И именно внедренный безнал в конечном итоге позволит увеличить число водителей и соответственно количество выходящих на маршрут автобусов, а значит, пассажирам будет не так тесно. Журналисты попробовали выяснить у руководителя отдела ЖКХ, когда же настанет это время.
- Мы планируем, что вопрос с нехваткой водителей будет решаться с нового года, с введением электронного билетирования и внедрением субсидирования. Уже сейчас вы видите объявления о наборе водителей в штат с привлекательной заработной платой, то есть тенденция к улучшению есть. Все доходы станут прозрачными, перевозчик будет заинтересован в том, что провезти больше льготников, чтобы получить субсидии, - рассказал Арслан Калиякбаров.
После того, как водители станут работать по найму, они не должны будут следить за подвижным составом, отметил спикер. Пока массово водителей в автопарки не нанимают, но в отделе ЖКХ надеются, что скоро эта ситуация изменится: желающих устроиться в общественный транспорт станет больше.
Напомним, электронное билетирование в Павлодаре намерены внедрять в декабре.
Фото архивные