Уличный криминал бьет рекорды - количество преступлений в общественных местах с января по май увеличилось более чем в два раза по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Казалось бы, приклеившиеся к обочинам с жезлами патрули уж на дорогах-то должны навести порядок, но и тут дело швах - количество ДТП в области за пять месяцев этого года выросло втрое.
Вы уж простите, но я позволю себе сконкретизировать статистику. В этом году за пять месяцев в общественных местах зафиксировано 1923 преступления (1129 из них приходятся на улицы), а год назад было 893 преступления (623 из них - уличные). С января по май 2011 года было зафиксировано 103 ДТП, в нынешнем - уже 304. Если погибших в авариях было 17, а пострадавших – 117, то в нынешнем сезоне с жизнью расстались уже 29 человек, пострадали – 384. Погибших детей год назад не было вовсе, а пострадавших – всего восемь. В этом году, увы, мы имеем уже одну погибшую малышку и 44 раненных в ДТП несовершеннолетних. Как вам такие «достижения»?
Справедливости ради напомним, что проект с универсальными полицейскими стартовал только первого апреля, и три месяца «гаишники» и патрульные трудились по отдельности, но уже тогда не могли ничем похвастаться. От того, что их объединили, ситуация в лучшую сторону не изменилась. В чем же причина таких аховых результатов?
Об этом мы побеседовали со старшим инспектором отделения организационно-аналитической работы Управления административной полиции ДВД Русланом Бейсекеевым.
- Цифры сильно поползли вверх, потому что с первого июля прошлого года у нас изменилась технология учета ДТП. Раньше в число пострадавших входили только те люди, которых госпитализировали с мест аварий. Теперь пострадавшими у нас считаются и те, кому было назначено амбулаторное лечение. Соответственно, число пострадавших увеличилось, а вместе с ними пошло в рост и количество ДТП, - попытался объяснить ситуацию старший лейтенант Бейсекеев. – То же самое с погибшими. Есть потерпевшие, которые умирают и через десять дней, и через двадцать. До июля прошлого года они у нас тоже не учитывались, потому что мы фиксировали только тех, кто скончался в течение недели. Теперь мы считаем всех, кто умер в течение 30 дней после ДТП.
- То есть тут же идет игра цифр?
- Я бы назвал это не игрой цифр, а новыми требованиями, потому что так оно и есть.
- Недавно возле здания ДВД произошла авария, на перекрестке Лермонтова-Бектурова столкнулись сразу четыре машины. Там женщине, пассажирке «маршрутки», выбило зубы. Почему в сводки это достаточно серьезное ДТП не попало?
- Ну, вот смотрите: там никого не госпитализировали, даже амбулаторное лечение не назначили. Женщину после оказания первой помощи отпустили домой, так? Значит, этот случай у нас в отсчет не пошел. Для статистики нужно наличие погибших или пострадавших, которым назначено хотя бы амбулаторное лечение, - объясняет мой собеседник. – А в этом случае к нам никто даже не обращался. Но это не значит, что мы этим делом не занимаемся: если произошло ДТП с материальным ущербом, виновник будет привлечен к административной ответственности. Материалы отправятся в суд. Но учета – не будет. Потому что официально – никаких пострадавших нет.
- Эээээ... Ну, хорошо, вот другой случай, с полным набором пострадавших: дней десять назад под Экибастузом перевернулась машина, водитель и пятеро пассажиров с переломами и черепно-мозговыми травмами были госпитализированы. Но ДТП в сводке опять нет!
Руслан Бейсекеев звонит коллегам, уточняет, где произошла авария, и отвечает:
- Машина опрокинулась на закрытой территории разреза «Сарыкольский». Такие ДТП тоже не учитываются. Аварии, произошедшие на закрытых участках, на аэродромах, во время официальных гонок не идут в статистику. Хотя пострадавшие там есть. Ну, что я могу поделать, таковы официальные требования!
- В общем, получается, что на самом деле аварий гораздо больше, чем их отображает ваша статистика.
- Да, и так было всегда. Есть масса легких аварий, которые не учитываются в нашей статистике. Тяжелые случаи, не подпадающие по критериям, тоже не отображаются.
- Теперь по нарушениям. У полицейских появилось новое оснащение, вы закупили десять камер «Red Speed», 38 радаров, десятки машин для инспекторов. А в позапрошлом году, помнится, вообще без единого радара обходились, и то обстановка была лучше. Неужели вы не можете с их помощью переломить ситуацию?
- Ну, так и количество зафиксированных нарушений скоростного режима увеличилось в разы! С 1300 фактов за пять месяцев прошлого года до 4900 за аналогичный период этого года. Камерами «Red Speed» зафиксировано 17170 нарушений. По ним водителям выписаны штрафы на сумму свыше 188 миллионов тенге, из них 19 миллионов взыскано.
- Почему же, судя по росту ДТП, ситуация только ухудшается?
- Низкая водительская дисциплина, - разводит руками Руслан Бейсекеев.
- То есть раньше водители были дисциплинированнее?
- С одной стороны, нет, конечно, никогда водители дисциплиной на дорогах не блистали… А вообще, количество ДТП увеличивается по всему миру, не только у нас! – нашелся с ответом мой собеседник. Как бы утверждая, что дальше будет только хуже, что бы полицейские ни делали.
- Горожане жалуются, что универсальные полицейские не следят за порядком на улицах, во дворах, стоят сплошь на дорогах, потому что махать жезлом, ясное дело, интереснее, чем разбираться с хулиганами. Ну и прибыльнее - чего уж тут скрывать. Но получается: ни на дорогах, ни во дворах - ничего хорошего.
- Я с вами не согласен! В марте дорожные полицейские зафиксировали 5700 нарушений правил дорожного движения, а в мае универсальные полицейские зафиксировали уже 10600 нарушений. Результативность повысилась в два раза!
Я смотрю на собеседника и уже боюсь резюмировать вслух, что от этой результативности толку нет, потому что количество погибших и пострадавших неуклонно растет, и новая система требований тут на самом деле ни при чем. Общественная безопасность тоже захромала на обе ноги, достаточно еще раз взглянуть на официальные цифры. Этот рост никак не объяснить новыми требованиями, хотя павлодарские полицейские честно попытались: мол, раньше преступления в подъездах не учитывались как совершенные в общественных местах, а теперь учитываются (но их зафиксировано всего 82 за пять месяцев, а это только 6% от общего количества). Возросшие в два раза угоны и автомобильные кражи также не покрывают огромную пропасть между показателями предыдущего года и этого…
Полицейские, выводя меня из замешательства, предложили проехаться в рейд. Проверить, как на самом деле работают универсальные стражи, вызвать их, скажем, по тревоге.
- Наши экипажи должны прибывать в течение пяти минут, и они действительно просто летают! – уверены стражи порядка. Правда, тут же оговорились:
- Это если не брать участковых, за них мы не отвечаем.
А я вспомнила, как неделю назад, ночью, в самом центре Павлодара, на крыльце редакции «Версии» группа отморозков в течение получаса избивала какого-то несчастного паренька, и на вызов универсальные полицейские ехали мучительно долго. Так «летели», что к их приезду нападавшие давно разошлись…