Новый законопроект о защите прав потребителей уже разработан. Какие изменения в скором времени ждут казахстанцев, рассказал руководитель областного департамента торговли и защиты прав потребителей Даулен Кабдушев, передает Павлодар-онлайн.
Главное изменение – бюрократии станет меньше. Сейчас действует четырехступенчатая система защиты прав потребителей. Сначала нужно обратиться напрямую к предпринимателю с претензией о нарушении прав. Если переговоры не увенчались успехом, следует идти к медиатору, либо - арбитру. Третья ступень - обращение в госорган. И только на четвертом этапе потребитель может обратиться в суд.
Иск не рассмотрят в суде, если не пройти остальные ступени.
В новом законопроекте предлагается перейти на алгоритм из двух ступеней. Нужно обратиться с претензией напрямую к продавцу, а дальше по желанию: напрямую в суд или сначала – к медиатору или в госорганы.
- Можно выделить пять основных планируемых изменений. Это введение гражданско-правового штрафа в пользу потребителей по решению суда. Введение института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей. Дебюрократизация четырехступенчатого алгоритма защиты прав потребителей. Усиление межотраслевой координации госорганов в сфере защиты прав потребителей. Устранение в законе правовых пробелов и норм, имеющих различное толкование, - сообщил Даулен Кабдушев.
Штрафовать предлагают предпринимателей, если права потребителей были нарушены и ситуацию не удалось решить в досудебном порядке. Размер штрафа - от 10 до 50% от суммы иска потребителя. Причем чем меньше сумма иска, тем больше размер штрафа.
Для обращения в суд нужно иметь основания. «Затаскать» предпринимателя по судам, не имея на это веских причин, не выйдет.
- Решение будет выноситься судьей по рассмотрению гражданских дел на основе принципа состязательности. При этом лицо, подавшее необоснованный иск, обязано будет возместить все расходы предпринимателя, - отметил Даулен Кабдушев.
В профильном департаменте считают, что это мотивирует предпринимателей добровольно и оперативно устранять нарушения, не доводя до суда, и поспособствует развитию здоровой конкуренции.
Что касается введения института омбудсмена, он будет выявлять системные проблемы в сфере защиты прав потребителей и озвучивать их на уровне республики.
- В настоящее время это проект законодательных изменений. До момента его утверждения какие-то нормы могут меняться, дополняться или вовсе исключаться из документа, - обратили внимание в департаменте.
Фото иллюстративное