Павлодарец Марат Абылкасимов больше 20 лет работает со льдом. Это один из его любимых материалов. Его ледяные скульптуры украшали Павлодар, улицы Астаны, Алматы и Караганды, передает корреспондент агентства Kazinform.
Марат Абылкасимов – профессиональный скульптор. В основном он работает с бетоном и пенопластом, работал также с деревом и бронзой. Но лед – особая любовь скульптора.
- Лед – хрупкий материал, его нужно обрабатывать только очень острым плотницким топором. Мне очень нравится сам процесс. Художникам, которые хотели бы создавать большие скульптуры из камня или дерева, но не имеют достаточно опыта и практики, советовал бы поработать со льдом. Почему? Лед - самый дешевый материал. Набрал ледяных кирпичей, сложил и отсекай лишнее. Если при работе с камнем или деревом мастер перестарался, нужно склеивать или выбрасывать работу и начинать все с нуля. Если при работе со льдом скульптор отсек лишнее, то клей – это вода. Главное, чтобы температура на улице была не выше -8-10°. Если на улице теплее лед "не клеится", - рассказывает Марат Абылкасимов.
По словам мастера, оптимальная температура для создания ледяных скульптур – от -10° до -18°. Если на улице холоднее, лед при обработке инструментами может покрыться мелкими трещинами.
- Топор должен быть идеально заточен, если инструмент тупой – лед крошится. Поэтому во время работы у меня всегда с собой есть наждачная бумага. А вечером перед сном я просушиваю топоры на батарее и потом еще раз затачиваю. Утром инструменты готовы к работе. Когда сезон ледяных скульптур заканчивается, убираю инструмент и храню весь год, не пользуюсь им до следующей зимы, - рассказывает мастер.
Работает Марат Абылкасимов очень быстро. На создание большой ледяной скульптуры у него обычно уходит два дня. В работе использует только топоры, нож и стамеску. Недавно приобрел электропилу.
Но это не значит, что так работают все. У многих мастеров для работы со льдом заготовлен целый арсенал инструментов.
- Несколько лет назад на конкурс ледовых скульптур под Алматы приезжали ребята из Иркутска. До этого они участвовали в конкурсе ледовых фигур в Китае и даже в Чемпионате мира по ледяному искусству на Аляске. В Алматы они привезли с собой две огромных сумки с инструментами. Чего там только не было: болгарки, шлифовальные машины, бензопилы. А я, как обычно, работал топором, ножом и стамеской. Тогда я впервые попробовал электропилу, их предоставили организаторы. Дело в том, что вместо ледяных кирпичей для участников подготовили ледяные блоки высотой – метр, шириной - 70 сантиметров. Их поднять в одиночку я уже не могу, поэтому электропила пригодилась, - объясняет Марат Абылкасимов.
Некоторые скульпторы при работе со льдом используют бормашинки. Создают прорези на поверхности и заполняют их мелким снегом, точнее ледяной пылью, оставшейся после шлифовки скульптур. Так на прозрачной поверхности создают красивые белые узоры.
Марат Абылкасимов со льдом работает уже много лет. В конце 90-х и в нулевых он участвовал в создании знаменитых павлодарских ледовых городков, на тот момент – самых больших в стране.
- В Павлодаре и, возможно, в Казахстане первые ледовые городки начали строить с подачи нашего скульптора Боты Машрапова в 1995 году. Первые скульптуры делались из снега, затем фигуры начали делать изо льда. Бота Машрапов стал приглашать в помощь местных художников. В 1999 году пригласил и меня. Я буквально полдня понаблюдал за работой и начал делать свою первую ледовую скульптуру. Увидев, как я работаю, мне поручили создать 12 знаков зодиака, - рассказывает Марат Абылкасимов.
Знаки зодиака должны были стать украшением ледового городка. Установить их решили на высоких постаментах прямо в чаше фонтана перед городским Дворцом культуры.
- Возле ГДК в те годы строили огромные ледовые городки, в их создании участвовали все городские организации. Я по Казахстану таких городков больше нигде не видел, даже в Астане. Тогда мне нужно было успеть за десять дней сделать двенадцать фигур, то есть в день - по фигуре. Мне это нравилось, поэтому работал до последнего. Вся бригада уходила в 5-6 часов вечера - расходились по домам, а я работал до восьми, пока ходили автобусы, - вспоминает Марат Абылкасимов.
Ледяные кирпичи для скульптур в тот год заготавливали военнослужащие местной войсковой части. Лед «добывали» на реке Усолка. Резали, затем привозили к ледовому городку.
- Мне выдали уже согласованные эскизы, но они мне не понравились. Поэтому спросил разрешения и переделал на свой лад. Дело в том, что лед - прозрачный материал. И если на плоской фигуре вырезать контуры, скульптура будет смотреться просто ледяной глыбой. Поэтому их нужно делать силуэтно, с какими-то прорезями, со сквозными отверстиями. Эскизы, которые мне дали, не подходили. К примеру, рак на эскизе лежал на постаменте. Со стороны он выглядел бы как непонятная кучка. Я поставил его вертикально, чтобы были видны клешни, - говорит мастер.
Спустя пару лет такие масштабные ледовые городки в Павлодаре строить перестали, но ледовые скульптуры ставили в разных частях города.
Марата Абылкасимова стали приглашать на конкурсы в столицу и другие города Казахстана. Жюри всегда удивляло то, как быстро работает павлодарец. При этом без призовых мест он практически никогда не возвращался.
- В прошлом году на конкурсе я впервые делал скульптуру из глыбы льда два на два метра. Чтобы подготовить такие блоки и доставить их до места, нужен кран. И если небольшие ледяные кирпичи человек может самостоятельно по строительным лесам поднять на 3-4 метра, тут так не выйдет. Зато, когда создаешь скульптуру из большой ледяной глыбы, она выглядит красивее: нет стыков между кирпичами, - рассказывает Марат Абылкасимов.
Обычно тема конкурса известна заранее, поэтому участники приезжают с готовыми идеями. К примеру, на конкурсе в Алматы Марат Абылкасимов создал изо льда Конька-Горбунка и Жар-птицу. Тема была мультфильмы.
В Боровом павлодарец изо льда создал всадника на лошади. В руках у всадника натянутый лук. Мастеру удалось создать и закрепить парящего рядом ледяного беркута.
Скульптор получал и частные заказы от столичных предпринимателей. Так 12 лет назад Марат Абылкасимов создал на одной из астанинских улиц четырехметрового ледяного дракона.
- Пригласили перед супермаркетом сделать скульптуру. Наступал год Дракона, и я предложил сделать изо льда символ года. Еще перед награждением победителей конкурсов "Алтын сапа" и "Парыз" я делал трехметровые копии кубков, прямо перед концертным залом, - перечисляет павлодарец.
В последние два года в Павлодаре ледовые городки строят подрядчики из других регионов. Тем не менее, перед прошлым Новым годом Марат Абылкасимов порадовал горожан новой работой. Это был частный заказ. На речном вокзале скульптор создал ледяной трон. Помогал ему внук. Молодой человек пошел по стопам дедушки и учится на скульптора.