Сейчас в Экибастузе развивают железнодорожный кластер. Здесь сосредоточены предприятия по выпуску колес для грузовых вагонов, стрелочных переводов и "шин" для локомотивов. А в 2028 году рядом планируют открыть электрометаллургический завод, передает Павлодар-онлайн.
Завод по производству стрелочной продукции в Экибастузе начали строить в 2010 году, официально его запустили в 2012-ом. Первое время производили всего 300 стрелочных переводов в год, теперь - в семь раз больше.
Нужны они для магистральных железных дорог, подъездных путей на предприятиях, металлургических и горно-обогатительных комбинатов, угольных разрезов и шахт.
Стрелочный перевод состоит из трех основных узлов. Их подготовка начинается на заготовительном участке. Сначала шестиметровая полоса металла подается в аллигаторные ножницы и нарезается на заготовки.
Затем в них пробивают отверстия для будущих креплений, затем металл выравнивают, а уже в сварочном отделении к стальной подкладке привариваются реборды.
Крепежную продукцию, которая нужна для сборки всех деталей воедино, тоже изготавливают здесь.
- Сейчас мы находимся в нашем метизном отделении. Сюда мы привозим пруток длиной шесть метров. Нарезаем его на заготовки, длина зависит от проекта. Затем заготовки поступают на штамповку, где мы формируем шляпку болта. Матрицу подбираем под каждый конкретный проект. Помимо болтов, за смену изготавливаем 2000 шайб. Затем вся эта продукция комплектуется и отправляется на склад либо сразу на сборочный участок, - рассказал заместитель начальника цеха Айдос Нуркетаев.
Сердечники поступают в цех в виде литейных заготовок, так как собственного литейного производства у холдинга пока нет. Затем происходит сборка крестовины.
- Нашим основным заказчиком является компания КТЖ. Главная задача - обеспечить потребности Казахстана. Кроме того, в прошлом году у нас был небольшой контракт с РЖД, - говорит Айдос Нуркетаев.
Он также отметил, что пару лет назад на предприятии изготовили "стрелку" для трамвайных путей в Павлодаре. И если будет спрос, например, при строительстве в областном центре новой трамвайной ветки, могут рассмотреть возможность изготовления рельсов.
Кроме того, недавно экибастузцы разработали новый вид стрелочных переводов, рассчитанных на движение со скоростью 160 км/ч. Сейчас продукция проходит испытания на станции Бозшаколь.
Также в этом году также запущен первый этап кузнечно-бандажного комплекса. Теперь в Экибастузе будут производить локомотивные бандажи. Здесь же налажено производство черновых осей.
После ковки оси проходят термическую обработку. Процесс, который называется нормализация. Металл нагревают до 850 градусов и выдерживают при этой температуре в течение четырех часов.
- Мы находимся на территории "Railcast Systems", которое входит в железнодорожный кластер "Railway Systems". Наш ключевой продукт - кузнечно-бандажная продукция в виде черновых железнодорожных осей, железнодорожных бандажей-колец, заготовок зубчатых колес для подвижного состава, а также для производства колесных центров. Производственная мощность составляет до 160 тысяч кованых и штампованных изделий в год, - рассказали на предприятии.
Бандаж - это, условно, шина для локомотива. То есть это расходная часть, которая меняется, чтобы не менять колесную пару полностью.
- Уже в декабре к нам поступит новое оборудование - стан для прокатки бандажей. На нем мы будем производить раскатку бандажей до нужного нам диаметра - от 750 миллиметров до двух метров, - рассказали на предприятии. - Что касается бандажей, мы в основном ориентируемся на рынок СНГ. Они нужны для обслуживания уже выпущенных локомотивов и электровозов.
Производственная мощность предприятия составляет 88 тысяч черновых бандажей для локомотивов, 25 тысяч заготовок больших зубчатых колес, 36 тысяч черновых локомотивных и вагонных осей. Производство бандажей поставят на поток через полгода.
Также в Экибастузе, в составе холдинга, работает единственное в Казахстане предприятие по производству цельнокатаных железнодорожных колес.
Производственная мощность предприятия составляет 300 000 колес в год - от 700 до 1250 мм для пассажирского и грузового железнодорожного транспорта, а также для метро.
- Мы уже около пяти-шести лет работаем с Актюбинским рельсобалочным заводом. Поскольку почти половина стрелочного перевода - это рельса, у нас она режется, сверлится, гнется, правится на усовики. Рельсовый прокат берем у Октябрьского лесобалочного завода. Сердечники получаем с Муромского стрелочного завода, также литые детали начали производить в Казахстане, - говорят в холдинге. - Сейчас у нас есть большие планы: мы уже начали строительство завода "Rail Way Steel" в Экибастузе. В перечне будущей продукции - те самые сердечники и стрелочное литье. Когда запустим завод, перестанем зависеть от других поставщиков, процент казахстанского содержания вырастет.
Строительство предприятия "Rail Way Steel" по производству низколегированных и конструкционных сталей началось в конце 2024 года. На предприятии создадут свыше 1000 рабочих мест, ввод в промышленную эксплуатацию запланирован на 2028 год. Производственная мощность предприятия составит 1 миллион тонн стали в год.

























