ЛЭПализация

В актовом зале 42-й школы собралось немногим более 20 человек. Первым слово решил держать президент Павлодарской распределительной электросетевой компании Федор Бодрухин. Он попытался объяснить присутствующим, как необходима им эта ЛЭП, против которой собравшиеся борются уже без малого два года. Тоже мне, секрет полишинеля!
Федор Бодрухин гнул свою линию: что нужны дополнительные источники, что действующая подстанция Правобережная, снабжающая электроэнергией весь микрорайон, перегружена. Люди все это давно знают и понимают, их не устраивает ведь совсем другое - близкое соседство с высоковольтной линией, опасной для здоровья и жизни. Самое интересное, что ведь и представителям власти, присутствовавшим на собрании, все это прекрасно известно.
ЛЭПализация
Но на этот раз у чиновников был приготовлен козырь в рукаве - строительство дополнительной опоры, которая позволит отодвинуть линию электропередач в самой близкой точке от жилых домов с восьми с половиной планируемых ранее метров до 12,6. Но даже после сообщения этой “приятной” новости радости на лицах присутствующих не прибавилось. Хотя в качестве тяжелой артиллерии у чиновников были заготовлены доводы из первых уст: от начальника отдела строительства, от президента ПРЭК и представителя СЭС. Все они в один голос уверяли, что ЛЭП в 110 киловольт абсолютно безвредна, бояться нечего.
- До этого проводились замеры напряженности электрического поля, - пытался успокоить усольцев Александр Коцаренко, начальник промышленного государственного санитарно-эпидемиологического надзора. - Если жителям необходимо произвести повторные измерения, наша организация может представить их. Но хочу сказать, что если при 110 киловольт соблюдается разрыв и не вплотную к зданию стоит, то мы можем лабораторно оценить, какое будет воздействие.
- Я вам сейчас объясню, почему мы против, - поднялся один из жителей Усольского микрорайона. - Мы боимся онкологических заболеваний. Нам ученые написали, что после проведения высоковольтной линии люди будут болеть онкологией.
Но, как оказалось, представителей власти какими-то страхами перед онкологией и другими заболеваниями не возьмешь. ЛЭП безопасна, и точка!
- А для чего нас вообще собрали, если наше мнение никого не интересует? - возмутились в зале. - Если это слушания, то где протокол, где секретарь, где списки присутствующих?
Чиновники тут же проявили чудеса находчивости, и по одному кивку из президиума в первом ряду появился нужный человек. Ему торжественно вручили блокнот с ручкой и со словами “веди протокол”.
ЛЭПализация
Татьяна Семенова, знающая историю вопроса, выслушав чиновников, вышла с ответным словом от имени всех усольцев. Держа в руках толстую папку с документами, собранными за несколько лет, женщина попыталась достучаться до сознания чиновников.
- На уровне генеральной прокуратуры было предупреждение: предотвратить незаконное строительство высоковольтной линии по берегу реки Усолки и вблизи жилого массива. Пять предписаний было в адрес строителей. Почему здесь нет ни одного ученого-энергетика? Они написали целое послание, сколько нарушений выявлено! И областная прокуратура написала, что в ходе проверки выявлены нарушения. В 2011 году для устроения выявленных нарушений в адрес акима города Павлодара готовилось представление об устранении выявленных нарушений законности и недопущении их впредь. То есть сейчас этого не должно быть по предписанию!
Напомним, в 2011 году прокуратурой области действительно были выявлены различные нарушения по нескольким пунктам. И если вскрытые нарушения Закона РК “Об архитектурно-градостроительной деятельности” можно было за два года устранить, приостановив стройку и доработав проектно-сметную документацию, то каким образом ликвидировали нарушения норм экологического законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения? Сие неизвестно.
- Тогда было приостановлено строительство, - продолжала Татьяна Васильевна, - и дано время для разработки альтернативных вариантов. А вы нам вновь предлагаете старый вариант. Можно ведь траншейно-канальным способом проложить, или по тому берегу реки провести, или подключить к Аксуской ГРЭС. Как мы можем дать вам добро на то, что идет в нарушение закона? О чем мы сейчас разговариваем? Мы шли сюда с надеждой, что вы нам скажете: “Вот, дорогие жильцы, мы вам под землей проложим, вы добились своего, вы защитили своих детей и внуков. Не будет больше угрозы вашей жизни”.
Последние слова Татьяны Семеновой потонули в бурных аплодисментах немногочисленных присутствующих жителей Усольского, естественно. Не чиновников... Пытаясь перекричать шум в зале, начальник городского отдела строительства Ертаргын Шахман попытался воззвать к разуму толпы:
- 800 метров линии стоит полтора миллиарда тенге… Это большие деньги…
Эта фраза также вызвала шквал эмоций. Со словами “жизни людей для вас зато ничего не стоят!” и “зачем нас собирали, все равно наше мнение никого не интересует?”, жители микрорайона дружно и шумно покинули зал.
Чиновники тоже было засобирались. Но присутствующие при пустых хлопотах журналисты решили взять реванш, устроив спонтанную пресс-конференцию. Ответы чиновников достойны пера Ильфа и Петрова.
Ертаргын Шахман:
- Вы понимаете, ведь с меня спросят, когда подстанция не выдержит напряжения и электричество отключится, кардиоцентр остановит работу, Школа президента, другие учебные заведения, детские сады. И люди, которые сегодня против строительства ЛЭП, завтра будут возмущаться, почему света нет!
- А сегодня зачем людей собрали?
- По закону мы должны были слушания провести, первое-второе. После чего мы начнем строительство.
- Когда будут вторые слушания?
- Не знаем.
- А что изменится к тому времени?
- Не знаем. Для подземного строительства нам дополнительно необходимо полтора миллиарда тенге. Дадут денег - под землей проложим, не дадут - будем строить воздушку.
Помнится, еще в бытность заместителя акима города Олега Крука обещали рассмотреть вариант прокладки линии электропередач под землей. И даже вроде как документы начинали готовить. Но сегодня и аким сменился, и замакима новый, и начальник управления строительства уже не тот…. Только проблемы и обещания остались прежними. Теперь слово за руководством города, области и республики. Дадут денег или не дадут?