В Казахстане секса нет!
Виктор БУРДИН 51
Недолго радовались режиссер Ермек ТУРСУНОВ и вся съемочная группа нашумевшей ленты “Келiн” (“Невестка”) недавнему выдвижению на американскую премию “Оскар”. На днях молодые активисты общественных объединений “Азамат” и “Болашак” назвали картину аморальной, потребовали отозвать фильм из оскаровской номинации и даже подали жалобу на создателей картины в прокуратуру и парламент.
В конце октября американцы обнародовали список из 65 картин, претендующих на “Оскар” в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”. От Казахстана была представлена лента “Келiн” - режиссерский дебют сценариста Ермека Турсунова.
Идею “Келiн” на “Казахфильм” принес киргизский кинематографист Актан Арым КУБАТ, тогдашний гендиректор киностудии Сергей АЗИМОВ ее одобрил. Турсунов написал сценарий для Кубата, однако тот фильм снимать не стал. Поэтому режиссером киностудия назначила Ерлана НУРМУХАМБЕТОВА, который за ленту взялся, но так и недоснял. В итоге “Келiн” довел до ума сам Турсунов.
Лента ушла в казахстанский кинопрокат летом 2009 года. Зрители по-разному отнеслись к древней легенде о судьбе девушки. Кто-то посчитал фильм шедевром, а кто-то так и не понял, почему герои не произносят ни одного слова.
Шорт-лист “Оскара” будет объявлен американской киноакадемией 2 февраля 2010 года, а торжественная церемония вручения наград состоится 7 марта. Однако, вполне возможно, казахстанской ленте “выпишут тормоза” уже на подходах к Голливуду. На днях газета “Ана тiлi” опубликовала манифест противников того, чтобы “аморальная” лента претендовала на престижную статуэтку. С этой газетной вырезкой к нам в редакцию пришел Ермек Турсунов.
- Молодые люди пишут, что “наша страна вскоре станет председателем ОБСЕ и Организации Исламская конференция, а в это время фильм “Келiн” якобы наносит вред имиджу нашего государства”, - делает беглый подстрочный перевод публикации “Ана тiлi” Ермек. - “Конечно, этот режиссер может считать себя гением и показывать кино в Америке, но американцы не знают историю казахского народа, и им все равно, что из себя представляет Казахстан. Например, фильм “Борат” вроде бы и не про нас. Но в то же время Европа считает, что Казахстан именно такой, как в фильме. Может, для кого-то “Келiн” покажется шедевром, но этот фильм позорит весь наш народ, и его нельзя номинировать на “Оскар”. Возможно, режиссер - талантливый человек, но он весь свой талант обращает против казахского общества”.
Авторы “Ана тiлi” пишут, что уже обратились в прокуратуру Алматы, комиссию по правам человека, Министерство иностранных дел и парламент Казахстана.
- Я за рубежом хожу королем, - говорит Турсунов. - Горжусь, что из Казахстана. А многие иностранцы удивляются: вот, оказывается, какое кино вы умеете делать! А к себе домой приезжаю - и чувствую себя угнетенно. Ладно, старики-аксакалы меня не поняли, но молодежь... Все вокруг стали такими высокоморальными, хотя у многих агашек из Астаны есть токалки в Алматы.
Между тем в казахском искусстве эротика никогда не была табу, уверяет Ермек. Абай, Магжан ЖУМАБАЕВ, Мухтар АУЭЗОВ нередко описывали весьма откровенные сцены.
- Эти молодые люди демонстрируют свое невежество, - считает режиссер. - У нас очень низкий уровень восприятия культуры, практически нет образовательной базы. Я понимаю, что “Келiн” - не “Рэкетир”, где все на поверхности, все понятно. Здесь надо чуть-чуть напрячься, подумать. Не зря сказано: уровень культуры нации определяется количеством брусков мыла на душу населения. А мне кажется, к этому надо добавить и количество прочитанных книг.
Мы связались с автором манифеста протеста - лидером клуба “Азамат”, ведущим передачи “Азамат - молодежный парламент” на телеканале “Хабар” Русланом ЖЕЛДИБАЕВЫМ.
- Я воспринимаю номинацию “Келiн” на “Оскар” как личное оскорбление, - сказал он. - Фильм не показывает казахский народ с хорошей стороны. Хотя там и не говорится, что речь идет о казахах... Имидж нашей страны сильно пострадает. Если я буду в Америке, не хочу, чтобы, глядя на меня, думали: казахи - такой народ, как показано в фильме. Главная героиня - как проститутка - спит с тремя мужчинами. Некоторые моменты фильма не отвечают казахским традициям.
А то, что фильм нравится за рубежом, вполне объяснимо: американцам и европейцам просто приятно, что казахи выставлены в таком свете, они не хотят, чтобы казахи показывали себя с лучшей стороны.
Любой режиссер, делая фильм, нацелен на результат. В “Келiн” я не вижу никакого идеологического результата.
По словам Желдибаева, молодежные организации “Азамат”, “Болашак” при поддержке активистов молодежного крыла партии власти “Жас Отан” направили в прокуратуру три вопроса:
1 Есть ли у фильма возрастные ограничения для просмотра?
2 Есть ли в фильме оскорбительное мнение о казахах - согласно Конституции?
3 Провоцирует ли фильм конфликты на национальной почве?
Прокуратура переадресовала эти вопросы КНБ и департаменту культуры Алматы. Ответа ревнители нравственности пока не получили.
Виктор БУРДИН, burdin@time.kz , Алматы
Комментарий в тему
Гульнара АБИКЕЕВА, киновед, член казахстанской комиссии по выдвижению на премию “Оскар”:
Почему они не протестовали против “Монгола”?
- Чтобы определить лучший казахстанский фильм 2009 года, наша оскаровская комиссия собиралась в полном составе. В нее входили известные люди, в том числе Асанали АШИМОВ, Сатыбалды НАРЫМБЕТОВ, Дидар АМАНТАЙ, Бауыржан НОГЕРБЕК, я и другие. Было серьезное обсуждение всех претендентов. Упоминались картины “Ойпырмай”, “Обратная сторона” и другие. Однако больше всего аргументов было в пользу “Келiн”: это и профессионализм, и инновации (картина без слов), и прототюркский пафос, и идея продолжения рода. Большое внимание нами было уделено периоду постпродакшн ленты: с какой тщательностью был записан звук, спецэффекты и так далее. Обсуждение шло около часа. В итоге мы пришли к выводу, что ничего лучше, чем “Келiн”, в 2009 году в нашей стране не снято. И все единогласно приняли решение, что именно лента “Келiн” должна выдвигаться на “Оскар”.
Что касается упреков в “аморальности”… Я не уверена, смотрели ли эти “критики” фильм. Ведь очень часто люди осуждают то, чего не видели. На одном “круглом столе” я слышала, как журналист рассуждал о том, что в фильме сноха должна была ходить в платочке, как это принято. Я ответила, что в фильме речь идет о временах, когда о платочках еще не было и речи. Называют фильм “аморальным”, на мой взгляд, люди, которые просто хотят напомнить о себе на фоне чего бы то ни было. Почему же члены “Азамата” не протестовали, когда оскаровская группа выдвигала от Казахстана фильм “Монгол”: ведь там герой не казах и актеры не наши?
Мировая премьера “Келiн” прошла в Италии, азиатская - в Пусане, американская - в Торонто. Везде были прекрасные отзывы: говорилось, что это сильная притчевая картина о связи человека с природой, о выживании.
Не пойму, почему к этой картине придираются в Казахстане? Секса в ней почти нет, по крайней мере, он не показан откровенно. “Обнаженные” сцены в пределах этики. Придираются к одному эпизоду, когда мальчик заводит в сарай козу, а через некоторое время выводит. Жалуются: “Вот, показывают скотоложество, а казахи никогда не были такими”. Во-первых, никто ничего не показывает - в фильме на это всего лишь намек. Во-вторых, почему бы не предположить, что в III-IV веках нашей эры люди были именно такими? Ведь это такая древность, когда человек был очень близок к природе!