Очередное подорожание тепла грозит павлодарцам. Повысить плату за подачу отопления собираются сразу почти на пятьдесят процентов.
Планы монополистов обсуждались в минувший четверг на общественных слушаниях. За день до этого состоялось заседание экспертного совета, на котором антимонопольщики рассматривали заявку ТОО «Павлодарские тепловые сети» на утверждение предельного уровня тарифа на период 2014-2015 годов по передаче и распределению тепловой энергии. То есть повышение нам грозит двойное: в планах со следующего года увеличить тариф по отношению к действующему на 49,5%, а через год тепловики хотят добавить к нему уже 85,7%. Действовать новые расценки, если их установят, начнут с первого января 2014 года. Департамент агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий по Павлодарской области заявку на необходимость повышения тарифов поддержал.
На слушаниях тепловикам, антимонопольщикам и общественности договориться не удалось. После почти двух часов горячих споров, каждый остался при своем мнении: антимонопольщики с тепловиками - что все в рамках закона, а народ - что его обманывают.
Первое, что возмутило довольно-таки малочисленное количество присутствующих (а их было всего-то около двадцати пяти человек), почему общественные слушания проводятся в таком месте, о котором особо никто и не знает. Да и сам зал не рассчитан на большое количество людей. Сказать по правде, об адресе бизнес-инкубатора, где как раз и проходило мероприятие, не знали ни таксисты, ни «Навигатор Павлодара».
На эти возмущения директор департамента Агентства по регулированию естественных монополий по Павлодарской области Каиргали Тулендинов ответил, что о предстоящем мероприятии было объявлено заранее, как положено по закону, за пятнадцать дней, а в том, что мероприятие проходит в таком небольшом зале - вина самих людей:
- На подобные слушания и раньше приходило немного народу, поэтому и зал такой, - парировал он. - Будет много людей - найдем, куда посадить. А это место было определено в результате тендера. Выиграл бизнес-инкубатор, мы не можем нарушить закон и провести слушания в другом месте.
Все же, несмотря на небольшое количество присутствующих, вопросы и претензии на президиум сыпались в огромном количестве.
- Почему вы нам показываете кучу цифр и таблиц только сейчас? - возмутился один из пенсионеров по поводу отчета директора ТОО «Павлодарские тепловые сети» Виталия Матвеева. - Неужели нельзя заранее это где-то опубликовать? Да и не видно же ничего! И сразу столько цифр, не успеешь понять, что к чему!
Мужчине ответили, что мол, слишком много этих цифр, чтобы их публиковать, а в Интернете на сайте предприятия все есть. Но, как признались сами пенсионеры, пользоваться Интернетом у многих из них нет возможности.
Интересовали павлодарцев и вопросы по собственным конкретным проблемам.
- За прошлый месяц, неизвестно по чьей вине, не были переданы показания счетчика на горячую воду, - разводит руками пенсионерка. - В этом месяце мне пришла квитанция на трех человек. Но ведь я проживаю одна и прописана тоже одна. Как такое может быть?
Этот вопрос представитель тепловых сетей предпочел опустить (видимо, как не относящийся к теме собрания). Остались без ответов и многие другие вопросы, потому что на них попросту некому было ответить, а директор департамента по регулированию естественных монополий и директор ТОО «Тепловые сети» лишь качали головами: этот не в нашей компетенции.
Виталий Матвеев пожаловался в своем докладе на подорожание электрической энергии, большие затраты на возмещение нормативных потерь, а также на неукомплектованность предприятия персоналом из-за низкой заработной платы. К слову, по показанным в отчете цифрам, средняя заработная плата работников этого ТОО составила на 2013 год 89 559 тенге.
- Учитывается ли состояние пенсионеров, которые получают менее тридцати тысяч тенге, при подорожании комуслуг? - звучало из зала.
- Повышение тарифов производится в соответствии с законом, - снова прибегнул к спасительной формулировке Каиргали Тулендинов, - а в нем не прописаны какие-либо снижения для любых категорий жителей. Для населения тариф - единый. В рамках законодательства государство выделяет субсидии.
- Пять тысяч на три месяца - это разве субсидии? - раздались недовольные выкрики.
- Я не работник собеса, который занимается этим, - отреагировал на них Каиргали Тулендинов, - мы приглашали эту организацию, но, к сожалению, ни одного ее представителя тут нет.
- Если посмотреть смету, - вступил в дискуссию член экспертного совета при департаменте Агентства по регулированию естественных монополий Владислав Окишев, - то, оказывается, главным источником этого скачка тарифа явилась статья затрат под названием прибыль! По определенным статьям затрат монополист просит меньше, а уполномоченный орган ему наоборот добавляет. Как так? Неужели монополист при расчете действовал себе в убыток? Вот, например, на 2015 год статья расхода «нормативно-технические потери»: монополист запросил увеличение по сравнению с действующим тарифом на 14,9%, а уполномоченный орган ему увеличил до 21,9%. Также увеличение произошло с заработной платой. Правда, расходы на амортизацию уменьшили в два раза, но в 2014 году их наоборот увеличили. Эта игра с цифрами, на мой взгляд, направлена на то, чтобы по существу дать зеленый свет монополисту.
И, вправду, трудно поверить, что частник будет сам себя обделять при подобных расчетах.
- Где увязка тарифа с уровнем жизни людей? - продолжал возмущаться Владислав Окишев. - Я считаю, что увеличение тарифов возможно только в инфляционном коридоре. У нас инфляция семь процентов - вот и увеличивайте на семь процентов. А если есть расходы, на которые этого не хватает, то находите другие источники: у нас есть бюджет, резервные фонды. Когда монополист обратится за деньгами к государству, там так просто не пройдет, как здесь.
- Мы руководствуемся чисто законом, - ответил ему, по-видимому, любимой фразой Каиргали Тулендинов, - если по нашему законодательству можно снизить объем запрошенных по какой-то статье затрат, то мы снижаем, если положено поднимать выше - мы поднимаем выше. Решение по тарифу принимается нашим органом в соответствии с законом. Экспертный совет мы собираем для обсуждения, чтобы узнать мнение его членов, это, так скажем, рекомендательный голос; общественные слушания - для того, чтобы донести информацию населению, чтобы оно знало, какие тарифы рассматриваются, какие причины для их роста, чтобы люди могли высказать свое мнение. Все это мы учтем.
Что же, мнение экспертного совета и общественности антимонопольщики узнали, дело остается за малым - вынести решение. Но, судя по уверенности, с которой звучали ответы на вопросы общественности, его уже можно считать принятым.