'КАМЕРАТА КАЗАХСТАНА' И ДИРИЖЕР ТАРАСЕВИЧ

На минувшей неделе в музыкальном колледже прошел концерт государственного оркестра классической музыки «Камерата Казахстана».

 

Мой собеседник - постоянный дирижер оркестра, лауреат международных конкурсов Павел Тарасевич.

- Наш ансамбль возник по частной инициативе. А в конце 1997 года обрели государственный  статус; с тех пор мы работаем напрямую под патронажем Минкультуры, - говорит П. Тарасевич. -Такая организационная мобильность для нас весьма значима. Хочу сказать еще об одном факторе, связанном с постсоветской спецификой, от которой нам никуда не деться. Очень большую роль в работе коллектива играет авторитет и опыт нашего художественного руководителя, народной артистки РК Г.К. Мырзабековой – выпускницы Московской консерватории, продолжателя традиций  таких великих музыкантов, как С. Рихтер, Д. Ойстрах. Свою лепту в становление «Камерата Казахстана» внес  и покойный муж Гаухар Курманбековны - известный государственный  деятель, дипломат, меломан, один из основателей ансамбля «Дос-Мукасан» Шарип Омаров. И вот во многом благодаря авторитету и покровительству таких людей Минкультуры всегда нам дает «зеленый свет» в решении наших  проблем. Еще в самом начале нашей работы специально для ансамбля на аукционе в Лондоне закупили дорогостоящие струны, смычки и т.д. Скрипки у всех оркестрантов именные.  У нас есть свое отдельное неплохое здание. Обещают и свой концертный зал, отвечающий всем современным  международным стандартам. Когда возникла необходимость, мы смогли увеличить штат ансамбля и преобразовали его в оркестр. Решаем и квартирный вопрос.

«НВ»: Было бы странно, если ваш оркестр столь высокого уровня «не замечали» и не помогали бы ему.

П. Тарасевич: Весьма удачно мы нашли свою нишу. С самого начала заявили о себе как ансамбль  барочной, т.е. добаховской музыки XV-XVII вв. Даже знаменитые «Виртуозы Москвы» или другие не менее известные камерные коллективы далеко не всегда берутся за эту тематику. Во всяком случае, системно. Так что это направление музицирования – брендовое. Но в тоже время  мы включаем в свою программу и более современную, и даже сегодняшнею оркестровую музыку. На этот раз в Павлодаре мы, наряду со старинной музыкой, играли Чайковского, казахстанских композиторов, народников и т.д. Теперь поедем в Прагу, потом в Кызылорду. Мы постоянно с выступаем с гастролирующими в Казахстане зарубежными музыкантами. Работаем и с казахстанскими  артистами.

«НВ»: Яна Оганезовна Касьян, подвижник своего дела, руководитель камерного и симфонического оркестров павлодарского музколледжа также постоянно ищет партнеров для выступлений, хотя и не всегда успешно.   

П. Тарасевич: Я знаю Яну Оганезовну и не исключаю в будущем совместное выступление. Тем более, если эти оркестранты настоящие «профи», то для репетиций много времени не надо.  Продолжая рассказ о поисках концертных форм, скажу, что мы проводим и литературно-музыкальные, и даже танцевальных вечера с другими коллективами и артистами. Например, мы поставили «Историю солдата» (L`Historie du soldat) И. Стравинского, «Петя и волк» С. Прокофьева, знаменитую «Глорию» Генделя. Гаухар Курманбековна постоянно ведет цикловые вечера «Семь нот в тишине». Для детей с помощью нашего музыковеда А. Салиянц мы проводим разнообразные лектории – отдельно для студентов, школьников, детей младшего возраста. Ну и постоянно гастролируем. В год проводим где-то 50-60 концертов.

«НВ»: Как вам удается сочетать такую интенсивную концертную и гастрольную деятельность с высоким качеством выступлений? Например, павлодарские творческие коллективы свои концерты дают в год 5-6 раз, остальное время у них репетиции.

П. Тарасевич: Видимо, нам помогает высокий профессионализм оркестрантов. В большинстве  своем они выпускники Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, лауреаты международных конкурсов. Но и мы в обязательном порядке ежедневно репетируем. Часто получается, что до или после концертного выступления.

«НВ»: Как часто «Камерата Казахстана» гастролирует за рубежом?

П. Тарасевич: В год в среднем 5-6 раз. Среди творческих коллективов мы одни из самых «выездных». Причем мы ездим не только по линии Министерства культуры. Нас приглашают зарубежные коллеги, отдельные организации. Сейчас мы и сами неплохо зарабатываем.

«НВ»: Сколько стоят билеты на концерт вашего оркестра?

П. Тарасевич: По-разному. Бывает, что не очень дешевые. Если мы вступаем, к примеру, с московской «звездой», то мы лишь оговариваем сумму, которую должны получить от концерта. Допустим, 200-300 тысяч тенге. Для детей стоимость билетов не превышает 300-400 тенге. Для определенной категории – билеты бесплатные. В Павлодаре наши билеты тоже стоили дешево. Но экономические вопросы - не моя прерогатива.

«НВ»: Тогда лучше расскажите о вашей дирижерской работе.

П. Тарасевич: Я коренной казахстанец, окончил Алма-Атинскую консерваторию, дирижерский факультет по классу известного маэстро, лауреата премии фон Караяна профессора Т. Абдрашева. Работал в оркестре Казахского радио, симфоническом оркестре и т.д. Многие годы преподаю. Когда несколько лет назад скончался мой учитель Т. Абдрашев, я взял его класс. Два моих ученика, Канат Омаров и Ернар Нуртазин, уже продолжают дирижерское образование в Швейцарии. Дирижирование – это серьезнейшее дело. В прежние годы эту работу делали самые авторитетные музыканты и весьма преклонных лет. Сейчас идет постепенное омолаживание дирижеров. Мои кумиры - Е. Мравинский, К. Абадо, Т. Абдрашев и многие другие. Если говорить о моих кумирах-композиторах, то это П. Чайковский, С. Рахманинов. Очень активно работаю с нашими казахстанскими композиторами – Б. Кадырбек, А. Токсанбаев, Х. Сейтеков.

«НВ»: В интервью одной из газет дирижер оркестра казахских народных инструментов им. Курмангазы Ж. Бегендык заметил, что он зачастую до неузнаваемости корректирует исполняемое оркестром сочинение. А каков ваш дирижерский стиль?

П. Тарасевич: «До неузнаваемости» - это слишком сильно сказано. Но я тоже вношу коррективы, чтобы аудитории было доступнее. Хочу сказать, что у нас в Казахстане, тем более в областях, нет добротной музыкальной критики, которая бы оценивала работу музыкантов, в том числе и дирижеров. Вот я выступил в Павлодаре. И в печати – ни слова. Уж лучше бы покритиковали, что ли, чем такое безразличие. В последние годы некоторые СМИ за освещение в печати концерта требуют гонорар. Ваша газета – приятное исключение. Еще один приятный факт, что нынче весьма активно круглосуточно работает наша радиостанция «Классика» - единственная в Центральной Азии. На нее мы возлагаем большие надежды.

«НВ»: Наверное, ваш оркестр не нуждается в рекламе, и все же: небольшое сообщение о концерте «Камерата Казахстана» в Павлодаре появилось лишь в последний момент, и лишь в 2-3 местах города.

П. Тарасевич: Тем не менее в музыкальном колледже – насколько я знаю, единственном учреждении, имеющем приличную акустику, собралась хорошо понимающая музыку аудитория. А рекламное дело у нас в республике в целом поставлено из рук вон плохо. Мы с Гаухар Курманбековой делаем все, чтобы она отвечала всем стандартам – и по тексту, и по бумаге, и по краске. Это тема отдельного разговора. В Европе и не совсем удачное произведение «оденут» в такую привлекательную «обертку», что зритель, критика сразу настраиваются на хорошую реакцию. И вообще за рубежом тот или иной концерт рекламируется заранее за год, а то и за три. Вот мы хотели пригласить Башмета. А он сразу ответил, что его план составляется на два года вперед!

«НВ»: Вы посещаете концерты других коллективов? Мне приходилось слышать от довольно известных музыкантов, что если бывать на выступлениях коллег, то невольно в памяти «копируется» трактовка, манера исполнения и пр.  В итоге - разобщенность творческих коллективов, которая так или иначе отражается на общем состоянии культурной жизни. В провинции это особенно заметно.

П. Тарасевич: Неправильно это. Может, просто у наших оркестров не хватает времени, устают или духовная лень, по А.С. Пушкину. У меня, конечно, свои недостатки. Но я даже и не на самый лучший концерт по возможности схожу. Плохой результат – это тоже результат. И на такую реакцию я настраиваю своих оркестрантов.

«НВ»: Вы всю жизнь прожили в столице. Возможна ли, на ваш взгляд, профессионализация провинциальных творческих коллективов?

П. Тарасевич: Как бы там ни было, Казахстан в культурном отношении - не Афганистан и не Пакистан, как нас там зачастую представляют, что обидно. Но все мы должны работать над собой. И в провинции тоже. Хотя в каждом регионе ситуация разная. В Актау дирижером оркестра работает мой знакомый Адиль Бестимбеков, в Уральске – Асхат Хасанов. По их словам, в плане классической культуры ситуация там, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Помните, М. Бисенгалиев пытался в Уральске создать международный симфонический оркестр. Но потерпел фиаско. Говорят, что в оркестре совсем не было местных солистов. У вас же с Центрально-Азиатским оркестром, с работой которого я успел познакомиться, ситуация очень благоприятная. Было бы прекрасно если бы он продолжил свою работу. Очень хорошо поставлена культурная жизнь в Актюбинске. Там прекрасный директор филармонии – таких поискать! Преимущество актюбинцев – системность и продуманность. Афиша там никогда не пустует. В последние  годы намного поднялся уровень организации культуры в Таразе благодаря подвижнику своего дела – бывшей оркестрантке, а нынче начальника управления культуры Айнур Саденовой. Она, невзирая на все трудности – а таковых очень много, я знаю, ей даже угрожали – перестраивает работу учреждений культуры в целом. О Павлодаре мы в консерватории судим прежде всего по уровню подготовки поступающих к нам выпускников вашего колледжа. По сравнению с другими регионами он намного выше. Очень много хорошего я слышал о В.П. Денисенко. Теперь с ним познакомился. Знаете, работать в колледже намного сложнее, чем в консерватории. Точно так же, как в областном центре по сравнению со столицей. И мне приятно, что наш алма-атинский профессор Ш. Абилов решил вам помочь. И я тоже по мере своих сил постараюсь, чем могу. Но мы бы хотели, чтобы наша помощь была не разовой или даже многократной инъекцией, а носила системный характер и увязывалась с перестройкой культурной жизни в регионе в целом. А вообще-то, на мой взгляд, успех работы прежде всего зависит от самой павлодарской интеллигенции, ее подвижнического, ответственного отношения к своему делу.

 

«НВ»: Спасибо за беседу. Ждем вас с новыми концертами.

Поделиться
+1