Были сПорами, станут сБорами

Новые ставки налога на транспорт вслед за мажилисменами одобрили в Сенате Парламента. Причем безо всяких поправок. Документ теперь автоматически направляется на подпись главе государства. Закон начнет действовать с 1 января 2014 года. Между тем,  павлодарские фискальщики решили выявлять должников по-новому. Теперь прямо на дорогах автолюбителей проверяют по всем платежам, в том числе на имущество и землю.

На магистралях сегодня полицейские, фискальные органы и сотрудники ЦОНа. Тормозят всех без исключения, от стареньких “Жигулей” и “Газелей” до внедорожников. Все, что нужно для рейда - два ноутбука с электронной базой данных. По ней моментально сверяют платежи автолюбителей. Причем все. Тем более, сроки по налогу на имущество и землю истекли 1 октября.

- Ранее мы проводили рейд только по налогу на транспортные средства. Сейчас выгрузили всю недоимку, по всем налогоплательщикам. Раз уже по транспорту делаем, сделали полный охват по всем налогам и штрафам, - сказал руководитель отдела Центра по приему и обработке информации физических лиц налогового управления по городу Павлодару Бауыржан Сафурин.

По словам специалиста, сотрудники ЦОНа могут принять оплату прямо на месте - посредством электронного портала, если у должника есть пластиковая карта оплаты. Сумма поступит уже в течение суток. Кроме того, должникам, кого поймали на дороге, вручают извещение о явке в налоговые органы. 

Говорят, бюджет значительно пополнился, после того как были пересмотрены платежи по сроку исковой давности. Подняли данные по автотранспорту за последние пять лет. Как известно, с 1 января 2013 года были внесены изменения в Налоговый кодекс РК, в результате чего в случае неуплаты налога на транспорт в установленный срок фискальщики проводили исчисление на основании сведений, предоставленных полицейскими, которые осуществляют учет и регистрацию машин. Недовольств по этому поводу была масса - кому-то пришли бумаги с долгами на авто, которое было продано, к примеру, три года назад, правда, по доверенности. А значит, фактически по документам владелец остался прежним. Разбирательств было много.

- Были направлены извещения о задолженности налога на транспортные средства более 40 тысячам налогоплательщиков. В результате этой работы в бюджет дополнительно поступило более 200 миллионов тенге, - подчеркнул Бауыржан Сафурин. - По тем, кто не отреагировал на эти извещения, с лета уже направляем уведомления, проводится исковая работа, направляются в суд заявления о вынесении судебных приказов. Так, направлено в суд 400 исковых заявлений в суд на сумму 33 млн 591 тыс. тенге. Одновременно за каждый день просрочки начисляется пеня. Кроме того, выехать за пределы страны должники уже не смогут.

В общем, налоговики суетятся еще и по другому поводу - приближается конец года, идут отчеты, в том числе и по пополнению доходной части казны. А еще в регионах подтягивают хвосты накануне начала действия новых налоговых ставок на авто, которые одобрили в столице. Они значительно больше прежних. Размер налога будет повышен для транспортных средств с объемом двигателя больше 3л. К примеру, за авто с объемом двигателя до 3200 кубических сантиметров придется выложить порядка 60 тысяч тенге. От 3,5 до 4 литров - более 100 тысяч тенге. От 5 литров и выше - почти 350 тысяч! Плюс семь тенге за каждый следующий кубический сантиметр объема двигателя. Или 200 МРП. Сегодня МРП равен 1731 тенге, каким он будет в следующем году - пока неизвестно, но явно не меньше. При этом автолюбителей спешат успокоить - с 1 января 2014 года поправки распространяются только на новый транспорт, что называется, “в целлофане”. На машины, собранные или зарегистрированные в Казахстане до конца этого года, ставки прежние. Не тронут в таком случае и льготы при уплате налога. Следующим этапом должно стать подписание президентом Казахстана, после чего закон официально вступит в силу.

Однако некоторые эксперты к теме новых налоговых ставок отнеслись весьма скептически. Понятно, что, повышая налоги на автомобили свыше 3 куб.м, власти хотят найти новые источники пополнения бюджета. Ранее бывший глава Нацбанка РК Григорий Марченко говорил о возможном дефиците бюджета в ближайшие годы, - сообщило деловое издание Kapital.kz. Принимая во внимание нестабильность мировых цен на нефть и металлы, последствия кризиса в других странах, являющихся потребителями наших ресурсов, можно смело утверждать, что дефицит возможен. Власти стали искать новые источники пополнения бюджета. Среди мер, которые должны были минимизировать дефицит, - пенсионная реформа, которая отложена главой государства до 2018 года, снижение выплат по декретным отпускам, рост налога на недвижимость, увеличение акцизов на спиртное и табак. Отметим, что в начале обсуждения темы обложить повышенным налогом планировалось не только новые автомобили, но и те, которые сейчас ездят по дорогам Казахстана. В конечном варианте новые налоги будут касаться только тех автомобилей, которые ввезут в Казахстан после 1 января 2014 года.

Но вопрос не в том, как оформить и красиво подать очередной закон. Важно, чтобы он исполнялся неукоснительно. Причем всеми гражданами Казахстана, вне зависимости от социального статуса.

Есть опасения, что после 1 января 2014 года в республике просто перестанут появляться автомобили свыше 3 куб.см. В смысле, они будут завозиться, ставиться на учет, но по документам не будут попадать под действие нового закона. О том, что такое возможно, говорит практика. Особенно ярко она проявляется в вопросе автомобилей с кыргызскими номерами. Да, практика временного ввоза работает, да, формально все в полном порядке. Однако все или почти все знают, что автомобили с кыргызскими номерами должны каждые три месяца выезжать в Кыргызстан, а потом, после необходимых процедур, снова въезжать. Формально это соблюдается, но на практике уже давно работает бизнес, который занимается тем, что оформляет все необходимые процедуры без пересечения границы.

С автомобилями свыше 3 куб.см, ввезенными после 1 января 2014 года, может случиться такая же ситуация. Их оформят так, будто они были ввезены раньше указанного срока. Тогда владельцы автомобилей будут платить по старым ставкам налога. Все очень просто.

Новые ставки налогов на автомобили с объемом двигателя свыше 3 л (с 1 января 2014 года)

Объем двигателя (куб.см)

Налоговая ставка (1 МРП - 1731 тг )

Плата в тенге

от 3001 до 3200

35 МРП

60 585 тг

от 3200 до 3500

46 МРП

79 626 тг

от 3500 до 4000

66 МРП

114 246 тг

от 4000 до 5000

130 МРП

225 030 тг.

от 5000 и выше

200 МРП

346 200 тг

 Ставки налогов на автомобили с с объемом двигателя до 3 л

Объем двигателя (в литрах)

Налоговая ставка (1 МРП - 1731 тг)

Плата в тенге

от 1,5 до 2

3 МРП

5 193 тг

от 2 до 2,5

6 МРП

10 386 тг

от 2,5 до 3

9 МРП

15 579 тг

Р.S. В законе “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения” предусмотрено и то, что налог и на жилье будет рассчитываться исходя из его стоимости. В частности, в три раза будет повышен налог на жилую недвижимость стоимостью свыше 150 миллионов тенге (почти 1 миллион долларов).

Кроме того, “Законопроектом предусмотрены нормы по повышению налогов на имущество физических лиц и транспортные средства, на земли, которые не осваиваются в течение определенного периода, а также поэтапное повышение ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию”, - говорится в заключении профильной палаты Сената Парламента.

Поделиться
+1