Ловись, рыбак, большой и маленький

Сезон подледного лова рыбаков открыт, есть жертвы.

На минувшей неделе житель села Павлодарское насмерть замерз в водоеме: он возвращался вечером с рыбалки и провалился в промоину. Зацепился за лед рюкзаком, не сумел выбраться и погиб от переохлаждения.

В четверг едва не замерз насмерть другой рыбак, на этот раз на Усолке. Ему повезло, что он ушел под лед в нескольких десятках метров от спасательной станции, а ее начальник пришел на работу на полтора часа раньше положенного:

- Где-то в начале восьмого утра я приехал, - рассказывает Александр Носков, - смотрю: какой-то вещмешок, что ли, на льду лежит, метрах в пятидесяти от берега. Зашел на базу, спрашиваю у дежурного, что это за предмет там. Он отвечает: минут пятнадцать назад выходил собак кормить, заодно лед осматривал, не было там ничего. Мы с ним вместе вышли - нет, мешок есть, еще и шевелится. Подошли ближе - оказалось, это человек. Рыбак провалился в промоину, стоит по грудь в ледяной воде, при полной амуниции, рюкзак за спиной. Пока вытаскиваем его, спрашиваю: «Чего не кричал?». «А кому тут?» - отвечает. «А рюкзак почему не снял?» - «Жалко его, он уплывет или утонет, а там палатка». Достали его оттуда, предложили обсушиться и «скорую» вызвать, но он от медицинской помощи отказался, попросил только поймать ему такси. Мы машину нашли, отправили его домой. Был, кстати, трезвый, только шел на рыбалку. Но не дошел.

- Какая сейчас толщина льда на Усолке?

- Приличная, кое-где 50-60 сантиметров, перед Наурызом тут даже одни чудаки двухтонный «УАЗик» загнали на лед. Мы наблюдали за ними - провалятся или нет, но им повезло. Однако дело сейчас не в толщине льда, а в его структуре: она игольчатая, хрупкая, того и гляди разрушится. Тем более, солнце печет сильнее обычного, температура воздуха в конце марта - уже под 20 градусов выше нуля. Выводы надо из этого делать, а не из того, что лед толстый. Утром он крепкий, за ночь подмерзает, а вот к вечеру, когда рыбаки идут обратно, тем путем, что они утром ходили, могут уже не пройти: образовываются промоины, лед расползается. Под Семипалатинском, насколько мы знаем, льда уже вообще почти нет, так что и вода скоро пойдет на прибыль, ледоход тоже начнется раньше обычного.

- Спасенный вами рыбак - первый, кто едва не погиб на Усолке в этом году?

- Нет, зимой мы еще двух пенсионеров спасли: одному 83 года, другому 76 лет. Дело было в январе, температура ранним утром - 33 градуса мороза, и вот они укрылись в палатке и приняли на грудь, так там и уснули. Ветер эту палатку опрокинул, но они даже и не заметили, спали на льду. Хорошо, что мы их увидели, когда обход совершали. Тоже люди могли спокойно замерзнуть.

- Сколько сейчас рыбаков сидят у вас на патрулируемой территории?

- Под полсотни. Буквально на днях они прослушали наши лекции на тему «Что делать, если вы провалились в воду».

- Расскажите и читателям «Версии» вкратце!

- Во-первых, надо освободиться от рюкзака и сапог, если это возможно. Снять куртку, положить ее на лед, чтобы не так скользко было выбираться. Подтянуться, выпрыгнуть. Но еще лучше - просто не проваливаться, а для этого надо брать с собой какой-то шест, длинную палку и идти, прощупывая ею лед, как будто идете по топким болотам. В идеале - не стоит ходить одному, а когда переходите по льду, надо держаться на расстоянии трех-четырех метров друг от друга. И канат захватить тому, кто последним идет, чтобы можно было бросить его первому, кто с большей долей вероятности провалится.

- Переправы через водоемы уже закрыты, почему рыбаки все равно идут, несмотря на запрет?

- А нет у нас таких законов, чтобы их со льда можно было выгонять. Все взрослые люди, никто им не указ, и не няньки мы им, чтобы над душой стоять и контролировать каждого. Говорят же, что рыбаки - это тихо помешанные люди, в отличие от охотников - буйно помешанных, так что они сидят не просто, когда лед начинает подтаивать, а даже когда он ходуном ходит под ними, и делать с этим что-то практически бесполезно, несмотря на всю профилактическую работу. Стараемся их собирать, оптом переправлять на берег на лодке, когда пути размывает, ежегодно изображаем из себя Дедов Мазаев. По-другому пока - никак.

 

Поделиться
+1