На протяжении нескольких выходных рядом с центральным рынком работали сотрудники санитарных органов, которые предлагали всем покупателям, если у них есть желание, проверять купленные фрукты и овощи на нитраты. Желающие, конечно, находились, а вот нитраты обнаруживались нечасто. С одной стороны, это хорошо. С другой – остается неясным, что делать, если нитраты, допустим, в арбузе, обнаружены. Вот если я куплю вредный арбуз, а санитарные врачи это обнаружат, что делать – возвращать этот арбуз продавцу? Примет ли он его назад? Будет ли и дальше торговать этой продукцией?
Этот вопрос мы адресовали исполняющей обязанности директора областного департамента по защите прав потребителей Ирине Сорокиной. Она отметила, что с подобной ситуацией они еще ни разу не сталкивались. Но она полагает, что покупателю можно попробовать вернуть купленный товар продавцу. При желании покупателю могут выдать и справку о качестве проданного ему товара. Тогда при наличии чека тот сможет обратиться в суд, если продавец не захочет забирать свой арбуз и возвращать деньги. Сотрудники санитарных служб считают, что продавцу выгоднее будет произвести обратный обмен по формуле «деньги-товар» и не привлекать лишнего внимания покупателей к своим арбузам, иначе их просто никто не станет покупать.
От себя добавим и другое. Во-первых, многие ли продавцы фруктов выдают на рынке чеки покупателям? Многие ли покупатели готовы скандалить из-за арбуза? Да почти никто. Да и никто из департамента по защите прав потребителей не изымет партию нитратных арбузов у продавца – потому что в данный момент действует мораторий на проверки малого бизнеса, к которому относится и розничная торговля, и этого продавца никто не может проверить, чтобы запретить ему торговать. Так что торговать своими нитратными арбузами он спокойно будет и дальше.