КОНЦЕПЦИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РК ДО 2030 ГОДА

Во исполнение поручений Главы государства, озвученных в обращении к народу Казахстана по вопросам пенсионной реформы от 7 июня 2013 года разработана Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы. 

18 июня 2014 г. Главой Государства подписан Указ о Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года. Целью Концепции является повышение уровня пенсионного обеспечения граждан.

Необходимость модернизации пенсионной системы в Республике Казахстан продиктована:

  1. уменьшением размеров солидарных пенсий;

  2. долгосрочными демографическими трендами и цикличностью экономического развития;

  3. необходимостью распределения ответственности за пенсионное обеспечение граждан между самими работниками, работодателями и государством.

Концепция будет реализовываться в 2 этапа:

На I этапе (2016 – 2020 год) планируется заложить правовые основы и обеспечить реализацию первоочередных мер модернизации пенсионной системы.

Первый этап предусматривает развитие трехуровневой системы пенсионного обеспечения, которая будет включать:

  1. базовую пенсию, предоставляемую государством

В настоящее время базовая пенсия назначается в одинаковом размере для всех граждан, достигших пенсионного возраста, независимо от трудового стажа и заработной платы. В отличие от этого в проекте предусматривается назначать базовую пенсию в зависимости от стажа участия в системе и при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста.

Так, согласно этим изменениям, с 1 июля 2017 года базовая пенсия будет назначаться лишь при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста и в зависимости от стажа участия пенсионной системе. Так

- при стаже участия граждан в системе менее 10 лет в системе им будет представляться социальная пенсия равная 50% величине прожиточного минимума,

- если стаж участия в системе составляет 20 лет, то размер базовой пенсии будет составлять 70% от величины прожиточного минимума,

- а при стаже участия 35 лет – величине прожиточного минимума.

2) второй компонентой пенсионной системы будет являться пенсия из новой условно-накопительной системы, которая формируется за счет 5%-х взносов работодателей в пользу своих работников.

Новая система поддерживает как накопительный, так и распределительный принцип, а именно:

во-первых, для каждого участника системы в ЕНПФ открывается индивидуальный пенсионный счет, на котором фиксируется сумма перечисляемых взносов или же пенсионные накопления;во-вторых, накопления являются условными, не наследуются и не являются собственностью участника системы.

в-третьих, пенсия назначается при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста и при наличии стажа участия в системе не менее 5 лет;

в-четвертых, размер пенсии определяется исходя из фиксированных на пенсионном счету накоплений и ожидаемой продолжительности жизни. То есть, пенсия эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан;

в-пятых, пенсия выплачивается пожизненно и не наследуется. При превышении возраста пенсионера над ожидаемой продолжительностью жизни пенсии выплачиваются за счет текущих взносов работодателей;

в-шестых, государственная гарантия по сохранности взносов с учетом уровня инфляции не распространяется на условно-накопительный компонент

3) пенсии из действующей накопительной пенсионной системы будет являться третьей компонентой. Они формируются за счет 10%-ных обязательных пенсионных отчислений самих работников.

Кроме того, сохраняются солидарные пенсионные выплаты как для состоявшихся пенсионеров, так и для граждан, имеющих не менее 6 мес. трудового стажа на 1 января 1998 года. Назначение и выплата солидарных пенсий будут осуществляться в соответствии с действующим законодательством наряду с базовой, условно-накопительной и накопительной пенсиями.Вместе с тем, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне в условиях действующего пенсионного законодательства их размеры будут ежегодно индексироваться с опережением уровня инфляции на два процента.      

На II этапе (2020 – 2030 годы) будут приняты меры по повышению эффективности модернизированной пенсионной системы и дальнейшему совершенствованию механизмов защиты прав вкладчиков и получателей пенсионных выплат.

Заместитель руководителя Департамента по контролю и социальной защите по Павлодарской области

 
Дмитриева Г.
Поделиться
+1