Школа: 'Круглый стол' с острыми углами

«НВ» в прошлом номере сообщила, что в офисе Павлодарского обкома КНПК состоялся круглый стол на тему «Сколько стоит бесплатное образование?». К разговору народные коммунисты пригласили все заинтересованные стороны — членов родительских комитетов (кстати, пожелавших не называть фамилии) и чиновников от образования.

Не могу не отметить, что, в отличие от заорганизованных до предела подобных мероприятий, где прессе отводится пассивная роль наблюдателя-«осветителя», здесь я стал не только свидетелем живой дискуссии, но и ее участником.

РАХИМЖАНОВ Н., второй секретарь обкома КНПК:

- С начала учебного года в очередной раз обнажается проблема «школьных поборов» - т.е. добровольно-принудительных взносов родителей и т.д. Ситуация парадоксальная. Государство на образование выделяет немалые средства. В этом году, по информации наших чиновников, только на учебники выделено 8,3 млрд. тенге. Но по нашим данным, все же кое-где родители сами покупают книги. К тому же некоторых учебников не хватает. Положение осложняется разнобоем в мнениях самих высоких чиновников от образования. Сам министр образования и науки А. Саринжипов, ссылаясь на данные областей, говорит о 100- процентном обеспечении школьников учебными пособиями. А его заместитель Е. Имангалиев незадолго до этого выступил против самого принципа бесплатности учебников. Такая нескоординированность позиций республиканского ведомства вызывает сумятицу у родителей и учеников. Не ясна ситуация с бесплатным горячим питанием. Уважаемый министр А. Саринжипов обещал, что в этом году по республике около 2 млн. учеников будут получать бесплатное питание. Однако официальное мнение отличается от реалий. Наш предварительный анализ показал, что во многих школах вместо обещанного бесплатного питания ученики вынуждены ежедневно выкладывать из кармана 150 и более тенге. Возможно, кое-кто скажет — всего-то! Но для многих павлодарских семей 150 тенге в пересчете на месяц - весомо. Среднемесячная зарплата, по нашим данным, например, в Железинском районе – 48 тысяч тенге. Если отсюда вычесть плату за комуслуги, воду, электроэнергию остается 42-43 тысячи тенге. Мы также подсчитали, что для того чтобы обуть, одеть школьника семье нужно более 30 тысяч. Канцелярские школьные принадлежности по минимуму – около 6 тысяч. В итоге из семейного бюджета вычитается 35-36 тысяч тенге. А ведь еще селянину надо запастись сеном, кормами, углем, другие расходы. Школа же по своим негласным, но уже почти ставшими общепринятыми нормам, требует от семьи дополнительных «пожертвований».

ИВАНОВА Т., зам. руководителя управления образования:

- Давайте по порядку. В этом году бюджет системы образования составил около 43 млрд. тенге. Все школы на 100 процентов от потребности обеспечиваются учебникам, которые постепенно обновляются. Из расчета 1 книга на 4 года. Естественно, при необходимости мы ведем их перераспределение между школьными библиотеками. У нашей области здесь весьма хорошие показатели. Покупка родителями книг допускается лишь по отдельным факультативным предметам. И то лишь при их полном согласии. А все остальное – это нарушение норм. Теперь о питании. Оно для большинства, по желанию, платное. Но есть большая группа учащихся, кто не платит за обед. Это 14 000 детей из малообеспеченных семей, 700 сирот и более 4 000 учащихся сельских школ за счет спонсоров – крестьянских хозяйств. Всего около 20 тысяч.

«НВ»: Из каких критериев вы исходите, когда говорите о малообеспеченных семьях? Ведь зарплата многих казахстанцев ограничивается этими же 40-60 тысячами. К тому же не совсем корректно так выделять довольно значительную группу школьников.

ИВАНОВА Т.: За многие годы выработалась система такой работы. Наши педагоги постоянно работают с детьми, хорошо знают их семьи. И во главу угла такой нашей методологии ставится предельная корректность. А патронажные выделения этой прослойки - жизненная необходимость.

Тимур Казбекович, родитель, бывший член родительского комитета:

- Я не раз критиковал работу школы, где учатся мои дети. И ответная реакция отражается на моих детях. Поэтому я вынужден и здесь говорить полуинкогнито. Перечисленные выступавшими и не перечисленные формы школьных поборов создают почву для коррупции и других негативных явлений. О многих из них мы знаем, о других предстоит узнать. Не совсем объективным я считаю поощрение группы педагогов на нынешнем августовском совещании. Как бывший член родительского комитета, я вношу предложение постепенно отказаться от этого общественного института вообще, как анахронизма прошлых времен. Многие школьные поборы, принимающие все более уродливые формы – подношения, подарки и др. – здесь присутствующим они известны – проводятся с ведома и поощрения родительских комитетов.

Алия Кусаиновна, родительница, член родительского комитета:

- Я поддерживаю коллегу. Уважаемая Тамара Николаевна говорила о школьном питании, категориях льготников. А я хочу сказать, что питание никудышнее. Супы без всякого вкуса, и второе, и третье тоже. И весьма неприятно, что детей заставляют покупать эти «горячие блюда» против их воли, используя разные не совсем верные формы. При этом часто ссылаются на то, что столовые должны быть самоокупаемыми, хотя здесь есть и другие причины. А ведь дети видят и понимают все не совсем лучшие стороны жизни нашей сегодняшней школы. О каком полноценном воспитании, культуре будущих граждан можно в таких случаях говорить? И еще. Когда мы, группа родителей, захотели проверить качество питания, нам отказали.

«НВ»: К нам в редакцию недавно поступил сигнал о том, как в одной из ведущих школ города собираются отметить день учителя. У всех педагогов, сотрудников начали собирать по 5 тысяч тенге на банкет. Несогласным грозили увольнением.

ИВАНОВА Т.: Сначала о поощрениях на августовском совещании. Кандидатура каждого тщательно обсуждалась на всех уровнях. Все отмеченные наградами весьма достойные педагоги. Теперь еще раз о так называемых поборах. Любая форма взимания денег или материальных средств у родителей незаконна. Однако большинство жалоб анонимные. Без конкретных фактов, неопровержимых доказательств. А без них мы просто не имеем даже права поднимать тему. Вот здесь уважаемый родитель очень эмоционально говорил о разных формах этих поборов. И опять все в общем. Даже выступает он инкогнито. Или информация о том, как в одной школе отметили или хотели отметить день учителя. Опять нужны факты. Так что я прошу родителей более конкретно проявлять свою гражданскую позицию. А анонимность зачастую тоже имеет не самые лучшие следствия.

РАХИМЖАНОВ Н.: И прежде были разные формы родительской или ученической благодарности – букет цветов, плитка шоколада. Точно так же, как пациент выражает свои чувства врачу. Другой вопрос, что нынче эти формы благодарности, а затем «соучастия» в жизни школы приняли совсем другой, весьма гипертрофированный оборот. Так что здесь важно не перейти эту грань.

ИВАНОВА Т.: Я была бы не совсем честна, если бы не сказала, что школа, родительский комитет временами обращаются за помощью, к родителям. Например, в ежегодной подготовке классов к новому учебному году. Ибо выделяемых из бюджета средств на ремонт временами не хватает. Но вся эта помощь, во-первых, сугубо добровольная, во-вторых, деньги должны поступать только на счета школы с соблюдением абсолютной прозрачности и документального фиксирования расходов.

«НВ»: Не так давно аким области К. Бозумбаев выступил с предложением создать централизованную школьную бухгалтерию. А школы должны сосредоточиться сугубо на учебе и досуге детей. Такой подход, по его мнению, поможет быстрее изжить разные незаконные формы поборов.

ИВАНОВА Т.: Этот вопрос прорабатывается. Теперь еще раз по поводу школьных столовых, вернее, того, что родителям не позволяют проверить их работу. Администрация здесь была права. Школа по-своему специфическое заведение. Здесь сотни разновозрастных детей со своими нюансами, проблемами. Администрация несет большую ответственность за их благополучие и всесторонний комфорт. Поэтому пребывание посторонних в школе, в столовой нежелательно. Родители же, обеспокоенные качеством питания, могут обратиться в разные контролирующие органы – санэпидемстанцию, общество потребителей, наконец, в отделы образования. Замечу, что ежедневно снимается проба с блюд, которая некоторое время хранится. Так что, пожалуйста, проверяйте, но в установленных рамках. О родительском комитете – общественной форме самоуправления. Основная его задача – помощь школе, прежде всего, в воспитании детей. Это главное. Администрации школ, не вмешиваясь в их работу, готовы с ними сотрудничать. А чтобы предъявлять к родительским комитетам претензии - нужны факты. Кстати, в некоторых школах области, как в ряде зарубежных стран, созданы попечительские советы, имеющие более конкретные юридически закрепленные права и нормы ответственности.

«НВ»: Перед началом этого учебного года министерство образования и науки заявило о переходе на единую форму школьной одежды. Но ведь, учитывая высокую, мягко говоря, дифференциацию уровня доходов в семьях учеников, а попросту говоря, количество откровенно бедных семей, это лишняя нагрузка на семейный бюджет. Минимум 15-20 тысяч тенге.

ИВАНОВА Т.: Пока речи о единой форме нет. Одежда школьников должна быть официально деловой. Правда, в некоторых школах (№ 22, 25, 39) по решению самих родителей введены общая для всех форма. В заключении хочу сказать, что несмотря ни на что сегодня в области каждый ребенок имеет возможность обучаться в школе, получать знания. Если некоторые родители испытывают затруднения, мы им поможем.

Участники состоявшегося «круглого стола» приняли ряд рекомендаций, которые будут переданы депутатскую фракцию КНПК в мажилисе республики.

Поделиться
+1