“Болгарский” след

Чтобы высадить дверь квартиры Малининой... болгарку позаимствовали у рабочих (на нижнем снимке).

Завтра, 8 октября, в Павлодаре начнется очередной судебный процесс по иску Светланы РУДИ о восстановлении ее на работу в местном филиале одного из коммерческих банков. А в минувшую пятницу стражи порядка - пятеро в штатском и один в форме - снова вынесли железную дверь, только на сей раз не самой Светлане, а матери ее мужа Валентине МАЛИНИНОЙ.

Пока шестеро мужчин резали болгаркой дверь Малининой, мы с коллегами названивали “102” в попытке выяснить: что происходит? На том конце провода женский, а затем мужской голос успокаивал: мол, не волнуйтесь, идет оперативная разработка. В квартире Валентины Александровны искали ее сына Вячеслава КОМАРИСТОГО. Не нашли. Тогда стражи порядка без всяких объяснений - не говоря уже о предъявлении санкции на обыск - без привлечения понятых и прочих юридических формальностей молча перерыли всю квартиру и также молча удалились. Оставив женщину наедине со своей валяющейся на полу дверью. Увидеть, как все это происходило, можно на видео: второй сын Малининой Михаил КОМАРИСТЫЙ, житель Санкт-Петербурга, снимал все происходящее в квартире матери, связавшись с ней по скайпу.


Открытое противостояние полиции и Руди началось в один из субботних вечеров в июле этого года. Напомним, тогда домой к женщине заявился оперуполномоченный в штатском - майор полиции Жаслан ДОСМАГАМБЕТОВ. Не утруждая себя формальностями, он бесцеремонно попытался ворваться в квартиру, где как раз шло маленькое семейное торжество - к Светлане приехала в гости беременная дочь с зятем и тремя внуками из Германии. Муж и зять хозяйки пройти дальше порога майору не дали, вытолкав незваного гостя за дверь. Тогда обиженный опер вызвал СОБР, который высадил дверь, положил всю семью на пол и провел в квартире обыск. Мужа и германского зятя задержали, сотовые телефоны и детские планшеты изъяли (см. “Отвали-ка, полиция!”, “Возвращение буйного зятя”, “Время” от 29.7, 30.7.2014 г.). Позже в полиции пояснили, что в отношении женщины возбуждено уголовное дело по ст. 228 УК (злоупотребление служебными полномочиями по заявлению банка): якобы Руди, работая руководителем одного из его отделений, вместо кассира недодала клиенту денег. Сама Светлана рассказала, что руководство павлодарского филиала банка руками полиции мстит ей за то, что она выиграла уже несколько судов о восстановлении на работе. На ее место, считает женщина, кто-то положил глаз из-за ВИП-клиентов, обслуживающихся в отделении. Позже нам удалось познакомиться с прелюбопытным посланием - письмом директора филиала банка ТАНЖАРЫК начальнику УВД Павлодара Руслану ЧИКАЕВУ, которое начинается так: “Филиал банка, пользуясь случаем, выражает Вам свое уважение и просит привлечь к уголовной ответственности начальника отделения розничного центра №1 Руди Светлану Алексеевну...”.
После статьи в нашей газете в УВД признали, что уголовное дело в отношении Светланы и впрямь было возбуждено от фонаря, никто никаких клиентов в возглавляемом ею отделении вообще не обманывал, и потому дело прекратили “за отсутствием состава преступления”. Кроме того, прокуратура города признала, что обыск в квартире Светланы Руди произведен незаконно.
Но теперь у полиции появились другие “уголовники” - на мужа и зятя Руди возбудили уголовные дела по ст. 321 УК (применение насилия в отношении представителя власти): майор Досмагамбетов заявил, что когда его выталкивали из квартиры, порвали рубаху и поставили синяк на шее. Полицейские жаждали арестовать обоих мужчин, но прокуроры поддержали только подписку о невыезде. У зятя Светланы Руди Дмитрия ФАЗУКА отобрали паспорт, чтобы он не уехал в Германию. 22 августа, когда у него закончилась казахстанская виза, мужчина отправился в миграционную полицию, но там без паспорта ее продлевать отказались, объяснив, что визу должен продлить... ведущий дело Фазука следователь. Так Дмитрий угодил в нелегальные мигранты.
Для того чтобы поймать его, полицейские регулярно являлись под двери квартиры Светланы Руди ранним утром и просиживали под ними до обеда. У женщины набрался целый архив диктофонных записей ее переговоров через дверь со стражами порядка, умолявшими об одном - открыть. А как-то, 25 сентября, служивые даже... спели серенаду: “Светик, Светочка, Светлана, дверь откройте нам, пожалуйста”.
Зря пели. Полицейские до сих пор даже не догадываются, до чего дошла у нас техника! Дело в том, что когда Дмитрий Фазук снимал визит майора Досмагамбетова и СОБРа на камеру своего мобильника, видео сразу же уходило на его домашний компьютер в Германию. Вернувшись на родину без мужа, дочь Светланы Руди Олеся отправилась с этими видеозаписями к местным адвокатам, специализирующимся на вызволении соотечественников, попавших в трудную ситуацию за рубежом. Там видео тщательно просмотрели и решили, что Дмитрию, охранявшему неприкосновенность жилища тещи, нужно помогать. Мужчине оформили нужные документы и вывезли по ним из Казахстана. И теперь в Павлодаре, в сейфе следователя Талгата НУРГАЛИЕВА, “живет” только его паспорт.
…Вернемся к событиям минувшей пятницы. Подъехав около трех часов дня к дому Валентины Малининой, группу захвата я уже не застала. Зато были медики “скорой помощи”: у женщины сильно подскочило давление, и ее увезли в больницу. После чего один за другим стали подъезжать полицейские уазики. Поднимаясь на площадку 9-го этажа, где находится квартира Малининой, люди в форме объясняли: они дежурные участковые (все!), им только что сообщили, что кто-то жалуется на выбитую дверь, вот и приехали проверить, что тут произошло. Однако когда я предлагала поговорить с рабочими, занимавшимися облицовкой здания через дорогу, у которых сносившая дверь группа брала болгарку, “участковые” дружно шарахались в сторону. Часа два - через каждые 10 минут - я названивала начальнику УВД Руслану Чикаеву с просьбой разъяснить, что произошло. Каждый раз начальник отвечал, что сию же минуту во всем разберется и тут же перезвонит. Не перезвонил ни разу. Через два часа Руслан Мерекеевич заявил, что дверь Малининой... никто не ломал. Я пригласила его на свидание, предложив выбрать место - либо около рабочих с болгаркой, либо на 9-м этаже у пустого дверного проема. Не приехал. Прокурор Павлодара Нуркен ЖАНАХМЕТОВ приезжать тоже отказался, заметив, что начальник УВД должен “сам отвечать за то, что у него творится”.

Комментарий в тему

Михаил КЛЕНЧИН, юрист:

- Согласно п. 1 ст. 25 Конституции РК, жилище неприкосновенно. Проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом. В свою очередь, ч. 1 ст. 232 УПК установлено, что обыск производится следователем по мотивированному постановлению. Постановление о производстве обыска должно быть санкционировано прокурором или его заместителем. Учитывая, что сотрудники полиции являются должностными лицами, в этом случае незаконное вторжение в жилище против воли проживающего в нем лица является уголовно наказуемым деянием, которое влечет уголовную ответственность по ч. 3 ст. 145 УК, вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.

Поделиться
+1