Несколько десятков тонн нефтепродуктов пытались вывезти из региона в Российскую Федерацию. Контрабанду крупной партии ГСМ пресекли пограничники, задержали троих человек.
Бензовозы обнаружили сразу на двух постах - “Косак” и “Шарбакты”. Один следовал в Новосибирскую область, другой - в Алтайский край.
- Были задержаны двое граждан РФ и один гражданин РК. У них отсутствовали документы на провоз ГСМ, которые необходимо иметь при себе, - рассказала старший офицер пограничного контроля в/ч 2033 Карима Кельдибаева. - В сумме было изъято около 60 тонн ГСМ.
Предположительно за пределы региона пытались вывезти 80-й бензин. Но это еще предстоит установить. По обоим фактам назначена доследственная проверка. Между тем, по словам специалистов, это уже не первый случай попытки провоза горючего. В России топливо стоит намного дороже. Такие факты становятся частыми во время уборочных работ.
Напомним, запрет на экспорт ряда нефтепродуктов введен в Казахстане до 1 января 2015 года.
“Ввести сроком на шесть месяцев запрет на вывоз легких дистиллятов и продуктов, средних дистиллятов, керосина, газойлей, дизельного топлива, моторных масел, жидкостей для гидравлических целей, светлых масел, масел для шестеренок, электрических изоляционных масел и прочих нефтепродуктов, кроме печного топлива бытового - в целях недопущения критического недостатка и роста цен на внутреннем рынке нефтепродуктов”, - говорится в правительственном постановлении. Кроме того, по информации Минэнерго, под запретом также вывоз светлых нефтепродуктов.
В то же время глава Министерства энергетики РК Владимир Школьник рассказал о махинациях некоторых предприимчивых людей, которые в том числе повлияли на рынок нефтепродуктов в стране.
- Наверное, каждому надо выживать. И люди смышленые заправляются на наших заправках, дешевым бензином, который есть у нас в приграничных регионах. Хотя вывоз светлых нефтепродуктов и запрещен, но фура, в которой бак - одна тонна, заправляется бензином, который дешевле на 30 процентов, переезжает границу и пользуется этим дешевым бензином там. Он вывозится де-факто из нашей страны. Это усугубляет ситуацию на рынке нефтепродуктов, - сказал Школьник. - Мы заставили оператора “КазМунайГаза” покупать бензин в РФ по тем ценам, по которым можно договориться, привозить сюда и продавать его по ценам, которые установлены здесь. Такое решение принято, они это делают сейчас.
Спрашивается, ну, а чем же тогда заправляться людям? Тем более, что на многих павлодарских заправках сегодня как раз таки наоборот - в одни руки отпускают не больше 20 литров бензина. К тому же, продажу бензина в ограниченном объеме в Казахстане глава Комитета по защите прав потребителей министерства национальной экономики Алиакпар Матишев назвал нарушением прав потребителей, сообщил Tengrinews.kz.
- Я как потребитель должен, по идее, получать тот объем, который мне нужен. Но так как, допустим, всем не хватит, наверное, принцип был такой, чтобы всем хоть чуть-чуть досталось, - пояснил Алиакпар Матишев. - И, наверное, на данном этапе этот путь оправдан. Я полагаю, что если у предпринимателя на автозаправочной станции есть бензин, то смысла ему его держать нет. Товар нужно продать и получать средства, нужен оборот для бизнеса. А с другой стороны, это ограничение прав потребителей. Да, нарушаются мои права потребителя на то, чтобы я получил полный объем услуги, - заключил председатель комитета по защите прав потребителей.
Впрочем, это только рассуждение, и будут ли применять какие-то меры к реализаторам - не говорится. Правда, бензин проверяют на качество - в Астане, по жалобам потребителей. Столичным департаментом комитета технического регулирования и метрологии ведется проверка автозаправочной станции на соответствие бензина марки АИ-92 стандартам качества.
- На сегодняшний момент нами ведется проверка автозаправки Sinooil, - пояснили в столичном департаменте техрегулирования. - По заявлению обратившегося к нам гражданина ведем проверку реализуемого бензина марки АИ-92, результатов пока нет. В случае, если мы выявим несоответствие предъявляемым стандартам качества, владельцам автозаправочных станций грозит административный штраф.
Тот же глава министерства энергетики посоветовал, как бороться с продавцами некачественного бензина.
- Ну, во-первых, тем, кто разводит, не воровать. А тем, кто за ними следит, сделать так, чтобы они не воровали, стать нетерпимым к этой ситуации. Если кто-то заправился некачественным бензином, обращаться к общественным организациям. И общественным организациям на эту заправку ехать, разбираться с этими вещами до последнего: кто там разбавил и чем. Когда нехватка бензина, конечно, будут бодяжить, будут 80-й превращать в 92-й, - ответил на вопрос депутатов глава Минэнерго. Он подчеркнул, что в этом вопросе должен быть общественный контроль, максимальный контроль местных органов и комитета технического регулирования.
- Как можно было решить проблему с бензином сейчас? Нам не позволяется поднимать цену. У кого-то хорошая дорогая машина, он ее хочет заправить хорошим бензином. У нас нет хорошего бензина марки Евро-4, Евро-5. Он не может купить экологический бензин, потому что он дороже, а у нас цена на 92-й - Евро-5 - 128 тенге, а в России - 160. Его просто нет. Качественного бензина просто нет, - сказал Школьник.
В общем, за что боролись… В департаменте комитета технического регулирования и метрологии по Павлодарской области по этому поводу нам сообщили, что подобных проверок в регионе не проводят по одной простой причине - нет ни единой официальной жалобы на качество топлива. По крайней мере, к ним никто пока с заявлением не обращался, а прийти с проверкой к бизнесменам они не вправе - мораторий запрещает.