Пожалели Арына? (с подробностями)

Уголовное дело бывшего акима области возвращено на доследование, по результатам которого из него может выпасть целый ряд наиболее тяжких обвинений - во взяточничестве, отмывании преступных доходов и создании организованной преступной группы.

Ерлан Арын, напомним, был задержан вечером 4 марта этого года сотрудниками финансовой полиции по подозрению в коррупции. Двумя днями позже ему было предъявлено обвинение, и суд санкционировал арест бывшего главы региона передает корреспондент газеты "Версия" на сайте Павлодар-онлайн.

Читатели «Версии» и пользователи pavon.kz имели возможность первыми в стране узнать, что именно тогда инкриминировалось Ерлану Арыну - получение в качестве взяток от двух строительных компаний 137 миллионов тенге, присвоение и растрата 23 миллионов, выделенных на благоустройство Павлодара, хищение 33,9 и 37,5 миллиона тенге, пожертвованных крупным бизнесом благотворительному общественному фонду на покупку автотранспорта и реконструкцию мечети с музеем.

На протяжении полугода, шаг за шагом, следственная группа, в состав которой вошли лучшие сотрудники финансовой полиции из разных городов республики, собирала доказательства вины бывшего акима и его пособников в совершении тяжких и особо тяжких коррупционных преступлений. В связи с выявлением новых фактов, объем предъявленных Ерлану Мухтаровичу обвинений к середине лета нынешнего года значительно вырос.

В него добавились: истребование и получение через одного из заместителей акима области взятки в размере 45 миллионов тенге от группы предпринимателей (в том числе - известного депутата павлодарского гормаслихата), выполнявших подряды на строительство-ремонт зданий и дорог; хищение 1,65 миллиона тенге у еще одного городского депутата, ныне занимающего пост в руководстве партии «Нур Отан» (на них была куплена «Нива» для Павлодарского инновационного многопрофильного колледжа, принадлежащего супруге акима - Ризат Арын); истребование и получение 900 тысяч тенге с руководителей двух областных управлений, 650 тысяч - с одного из заместителей акима области; истребование через заместителя и советника акима области взятки в 60 миллионов тенге с семипалатинской фирмы за обеспечение победы в конкурсе на строительство школы и общее покровительство. А главное - Ерлану Арыну было вменено в вину создание и руководство ОПГ.

Полученные средства, как считает следствие, обвиняемый использовал «для совершения финансовых операций и сделок по приобретению движимого и недвижимого имущества». В список этого имущества вошел практически достроенный санаторий в с. Мойылды (цена которого исчисляется миллионами долларов), дорогостоящая квартира на первом этаже одной из элитных павлодарских многоэтажек на берегу Иртыша и хранившаяся в паркинге того же дома автомашина Mercedes-Benz S500 Brabus 4Matic 2011 г/в., стоимостью 33,9 миллиона тенге.

В конечном итоге следствие обвинило экс-акима по семи статьям УК РК - 235 ч.3 (создание и руководство организованной преступной группой с использованием своего служебного положения), 308 ч.4 п.«в» (превышение власти или должностных полномочий лицом, занимающим ответственную государственную должность в целях извлечения выгод и преимуществ), 177 ч.4 п.«а,б» (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере), 311 ч.5 (получение взятки в особо крупном размере), 24 ч.3 - 311 ч.5 (покушение на получение взятки), 176 ч.4 п.«а,б» (присвоение или растрата вверенного чужого имущества организованной группой в особо крупном размере), 193 ч.3. п.«а,б,в» (легализация денег и иного имущества, полученных преступным путем лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, с использованием своего служебного положения, организованной группой в крупных размерах). По ним бывшему главе региона светило бы до 15 лет с конфискацией.

1 октября оконченное уголовное дело Ерлана Арына (после того, как он сам и его адвокат изучили материалы) было направлено Агентством по борьбе с экономической и коррупционной преступностью в прокуратуру Павлодарской области для, как ожидалось, утверждения обвинительного заключения и предания обвиняемого суду.

Однако 10 октября материалы вернулись в финпол с мотивировкой «ввиду существенных нарушений норм уголовно-процессуального законодательства и неполноты следствия уголовное дело не может быть направлено в суд и подлежит возвращению для производства дополнительного следствия».

Что крамольного усмотрела прокуратура? По сведениям наших неофициальных, но компетентных источников, финпол разъяснил не все права потерпевшим и их представителям, ошибся при подготовке описи материалов одного из томов уголовного дела, не указал время составления некоторых протоколов… Все это, пусть и важные с позиции закона, но, как нам кажется, отнюдь не самые существенные и вполне устранимые детали. Куда более серьезными представляются упреки следствия в том, что оно обвинило бывшего акима в ряде преступлений бездоказательно.

Если верить копиям предоставленных нам бумаг, областная прокуратура констатирует, что обвинения Арыну по ряду эпизодов предъявлены лишь на основании показаний других лиц, «которые не подтверждены совокупностью других доказательств». В частности речь идет о получении взяток:

«Диспозиция статьи 311 предполагает, что получение вознаграждения должно сопровождаться действиями в пользу взяткодателя. При описании обвинительных актов по эпизоду с ТОО *** указывается, что средства получены Арын Е.М. за оказание в дальнейшем содействия в победе в конкурсах по госзакупкам, в т.ч. по необоснованно выигранному конкурсу госзакупок на строительство дома по ул. ***… Вместе с тем, члены конкурсной комиссии отдела строительства г. Павлодара в своих допросах указали, что со стороны должностных лиц акимата области никаких указаний не поступало, что противоречит вменяемым обстоятельствам…»;

«По эпизоду с получением 45 млн. тенге (заместителем акима - ред.) предприниматели А*** (ТОО ***) и С*** (ТОО ***) отрицают факт передачи средств, противоречия в этой части не устранены и в ходе проведенных очных ставок... Следует отметить, С*** в своих показаниях на очной ставке (т. 19 л.д. 115) отразил, что не помнит о передаче 15 млн. тенге, тогда как в ходе допроса (т. 19 л.д. 101) указал, что данные средства не передавал».

В полученных «Версией» бумагах, якобы составленных прокурорами, также указано: «По факту легализации денежных средств и имущества, добытых Арын Е.М. преступным путем достоверных доказательств, утверждающих, что именно данные средства участвовали в процессе приобретения имущества не добыто. По данному эпизоду не проанализирована и не дана надлежащая оценка материалам СОРМ (Система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий, в данном случае прослушка телефонов, - ред.), где Арын Р.С. (супруга экс-акима - ред.) в разговоре с *** указывает о том, что занимала денежные средства (у некоего коммерсанта из Астаны - ред.) на покупку квартиры (в элитном доме на ул. Ак. Сатпаева - ред.)».

Прокуроры дали финполу месяц на доследование (читай: исправление упущений). Суд на это время продлил Ерлану Арыну арест до 11 ноября.

Между тем, есть мнение, что за отведенный месяц следствию при всем желании не удастся удовлетворить все претензии прокуратуры. И тогда надзорники (а у них, согласно статье 282 УПК, есть такие полномочия) могут попросту исключить из обвинительного заключения целый ряд эпизодов и статей, касающихся получения взяток, отмывания доходов, создания и руководства ОПГ (участие в ней подельникам, в частности, советнику бывшего акима, уже не вменяется).

Любопытно, что на протяжении всего расследования павлодарские прокуроры неоднократно знакомились с обвинениями, предъявляемыми Ерлану Арыну, это было необходимо им хотя бы для того, чтобы согласовывать регулярное продление ареста. Так почему же они усомнились в их обоснованности только сейчас?

Наши источники утверждают, что причины кроются в письме одного из близких родственников в защиту экс-акима, которое, чудесным образом миновав многочисленные преграды в лице чиновников рангом пониже, легло на стол важного человека в Акорде. И он, якобы, наложил на него короткую резолюцию: «Разобраться». Ее государственная машина приняла как команду дать задний ход и завертелась в направлении, противоположном прежнему, обвинительному.

Имеют ли эти утверждения право на жизнь, павлодарцы узнают, скорее всего, уже менее чем через месяц, когда уголовное дело Ерлана Арына будет передано в суд. Если вышеуказанная часть обвинений из него исчезнет - не трудно предположить, что все закончится для бывшего акима незначительным наказанием, может быть даже условным, с сохранением имущества.

P.S. «Версия» в начале минувшей недели обратилась к прокурору Павлодарской области с просьбой прокомментировать действия с уголовным делом Ерлана Арына. К сожалению, никакого ответа на свой официальный запрос до настоящего времени редакция так и не получила. Если надзорному органу все же есть что сказать, мы готовы выслушать его мнение и обнародовать его.

Поделиться
+1