На следующей неделе перевозчики Павлодара намерены подать очередную, третью в этом году, заявку на повышение стоимости проезда в городском общественном транспорте. Две предыдущие попытки были безрезультатными, однако транспортники заявляют: им необходимо покрывать убытки после девяти месяцев работы, когда они возили льготников за свой счет по договору с акиматом Павлодара.

В этом году перевозчики, обслуживающие автобусные маршруты Павлодара, не получали из бюджета компенсации за перевозку льготных категорий, а таких 15. Ход конем сделали власти областного центра: по словам председателя Альянса перевозчиков Павлодарской области Василия Рудакова, они включили в условия тендеров обязательный пункт – для определенных категорий граждан сохраняется льготный проезд за счет самого перевозчика. Не принимаешь этих условий – не участвуешь в конкурсе, не работаешь вообще. Естественно, поставленные в безвыходное положение транспортники согласились на такие требования. 

- Мы добились того, что на нашу ситуацию обратила внимание прокуратура, - рассказывает Василий Рудаков. – Включение в обязательные условия конкурса требования за счет перевозчиков сохранять льготный и бесплатный проезд – незаконно. По Закону «Об автомобильном транспорте» такое бремя лежит на местных исполнительных органах. То есть если городские власти хотят предоставлять льготный проезд пенсионерам, инвалидам и другим категориям граждан, то они должны предусматривать на это средства.

К слову, прежде такая компенсация перевозчикам выплачивалась, к примеру, в 2013 году - 210 миллионов тенге. В конце нынешнего года город прокуратуру услышал: на последней сессии гормаслихата уже нашли средства – более 56,7 миллиона тенге выделили для перевозчиков на четвертый квартал этого года, почти 34 миллиона из них - именно для автобусников. Эти деньги разделят пропорционально объемам перевозок на автобусных маршрутах среди четырех фирм, причем, как говорит В. Рудаков, сами перевозчики между собой договариваются легко, правда, средства пока не поступали. Компенсировать затраты предыдущих девяти месяцев, похоже, никто не планирует. В. Рудаков считает, что на плечи именно автобусников легло бремя как минимум в 110 миллионов тенге.

Справедливости ради стоит отметить, что толковых расчетов - кто и сколько павлодарцев перевозит, сколько зарабатывает и тратит - нет. По приблизительным данным, городской общественный транспорт областного центра в месяц перевозит до пяти миллионов пассажиров, сколько из них льготников - неизвестно.

В городском отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог всю эту ситуацию видят немного иначе, считая, что перевозчиков никто не заставлял работать в нынешних условиях, и они сами согласились возить льготников за свой счет. Соответствующее дополнительное соглашение заключили все фирмы, обслуживающие автобусные маршруты.

- В декабре 2013 года согласно Гражданскому кодексу между отделом ЖКХ и транспортными фирмами было заключено дополнительное соглашение о безвозмездной перевозке последними  льготников в 2014 году. Гражданский кодекс превалирует над Законом «Об автомобильном транспорте», поэтому ничего незаконного в нашей работе не было, если две стороны - акимат и перевозчики - договорились об условиях работы, - рассказывает руководитель сектора транспорта отдела ЖКХ Марат Асылбеков. - Другое дело, что сами транспортники поняли, что это слишком затратно для них, и обратились с тем, чтобы город предоставил компенсацию, тем более что в этом году депутаты маслихата дважды откладывали рассмотрение заявки перевозчиков на повышение тарифа. Именно поэтому аким города счел нужным выделить средства на четвертый квартал, что и было утверждено на сессии гормаслихата, да и на 2015 год компенсация также будет предусмотрена.

Уже на следующей неделе транспортники направят в акимат заявку на повышение стоимости проезда – третью в этом году. Аргументы у них все те же – затраты растут: в феврале случилась девальвация, подорожали все запчасти, потому что они заво­зятся к нам в основном из России и Китая, плюс ко всему сейчас и топливо выросло в цене.

– Мы опять представляем заявку со всеми расчетами, с экономическим обоснованием, - продолжает В. Рудаков. - Предлагаем повысить стоимость проезда до 70 тенге, но это наше предложение, а ответ должны дать городские власти. Но мы ждем квалифицированный ответ, с такими же весомыми аргументами, как у нас. Рассчитают они, что объективно наши затраты возросли до 60-65 тенге, пусть принимают такое решение, но ведь сейчас мы получаем не ответы, а отписки. На наши предыдущие обращения акимат отвечал, что направил данные в маслихат, а маслихат – что в отдел ЖКХ.

Что ответят на заявку транспортников на этот раз, сказать трудно. Однако известно, что по заказу городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог анализ рынка перевозок будет проводить ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций»  – НИИ выиграл конкурс на этот мониторинг, причем за свои услуги получит 36 миллионов тенге.

Правда, по словам В. Рудакова, транспортники сомневаются в анализе:

- Мы на днях встречались с представителем этого института, он рассказал о методиках, индикаторах расчетов, которые они должны сделать для города. Как выяснилось, при подготовке документации организатор конкурса не включил многие требования к такой работе. Например, не требуются от института расчеты определения тарифа в общественном транспорте Павлодара, не будут изучены пассажиропоток льготников, чтобы вычислить сумму необходимых компенсаций, и пассажиропоток в садоводства, не произведут анализа экономической целесообразности продления городских маршрутов до дач. Словом, павлодарские нюансы останутся вне исследования.  За что платить тогда 36 миллионов? А ведь в 2007 году подобное исследование проводил наш местный вуз за 1,8 миллиона тенге с самыми подробными деталями, актуальными для Павлодара.

Кстати, В. Рудаков добавил, что алматинские исследователи могут произвести все необходимые расчеты, но за отдельную плату.

В городском отделе ЖКХ рассказали, что в этом конкурсе участвовали четыре фирмы, три из них - павлодарские, но выиграли алматинцы, которые, кстати, самые опытные. Работать в Павлодаре исследователи будут девять месяцев (в этом и следующем году), за это время они должны изучить пассажиропоток на всех маршрутах, провести оптимизацию маршрутной сети, проверить пропускную способность городских улиц, и деталей в итоге будет масса, вплоть до того, где и как нужно располагать автобусные остановки. Действительно, конкурсом не охвачено исследование пассажиропотока льготников, потому что это очень трудоемкая работа: получается, что в каждом автобусе нужно будет считать каждого пассажира, - кто и сколько платит. Правда, в следующем году могут рассмотреть возможность заключения дополнительного соглашения, чтобы произвести такое исследование. С алматинским институтом обсуждается вопрос, чтобы его сотрудники все-таки составили расчеты стоимости тарифа, а также исследовали перевозки до дач, тем более что они вынуждены будут анализировать все маршруты автобусов, которые летом в обязательном порядке продлеваются до садоводств.

Конечно, перевозчики, заявляя о необходимости повышения тарифа, не планируют ждать девять месяцев до окончания исследований. А вот простые горожане наверняка на это и надеются, ведь 50 тенге за поездку и 70 - большая разница, которая реально ударит по карману.

Поделиться
+1