С нового года из оборота должны выйти старые «Газели», работающие на газе. Около 50 таких машин частные фирмы-перевозчики выставят на распродажу. Также с нового года объявляется мораторий на открытие микроавтобусных маршрутов.
Скорей бы, а то ведь на днях опоздала на работу, да и приехала в таком состоянии, что впору было начинать рабочий день не с планерки, а с чашки горячего чая – и для того, чтобы согреться, и для того, чтобы успокоиться. О невыносимой давке на маршруте №126, единственном, прямо пересекающем город по ширине – от улицы Камзина до улицы Сатпаева, – мы уже писали. Микроавтобусы вечно переполненные, и даже если интервал в пять минут и выдерживается, то нередко машина проезжает мимо остановки, потому что в ней людей с утра как сельдей в бочке. Рискуешь заработать боль в спине не только от долгого стояния в полусогнутом положении, но и при резком торможении на перекрестках, когда на тебя навалится стоящий сзади пассажир, могут отдавить ногу, можешь остаться без пуговиц на пальто. Ситуация обостряется с наступлением зимы – становится еще теснее за счет зимней одежды на пассажирах, да и дольше ждать…
С вопросом, когда выполнят обещанное и уберут изношенные машины, мы обратились в отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Павлодар. Руководитель сектора пассажирского транспорта Марат Асылбеков сообщил, что лихачить этим малокомфортабельным микроавтобусам на городских улицах осталось совсем недолго.
По данным отдела, всего павлодарцев обслуживают 35 маршрутов, и только семь из них выполняют микроавтобусы. Их количество постепенно сокращается, к примеру, в результате оптимизации последний раз был ликвидирован 108-й маршрут. Что касается технического состояния транспорта, то, по словам Марата Асылбекова, от старых микроавтобусов частники должны успеть избавиться за 2-3 месяца, на сегодня они составляют процентов десять от общего объема машин такого класса. Обсуждается также вопрос о том, что в период оптимизации микроавтобусные маршруты будут переброшены с магистральных улиц на второстепенные, где это возможно. И вообще, говорят чиновники, со временем приоритет будет отдаваться экологически чистому виду транспорта, то есть электрическому – трамваю, но, видимо, это дело будущего.
Вероятно, с наших улиц уйдут неэффективные маршруты, как тот же 108-й, и сохранятся только самые востребованные. И тогда перед удержавшимися на этом рынке должна стоять задача обновлять, совершенствовать технический парк, так как речь идет о безопасности пассажирских перевозок.
«Да, обновление продолжается, у фирмы «Таксомотор» 15 единиц транспорта со сроком эксплуатации до трех лет; «Павлодарский автокомбинат» приобрел 38 новых автобусов первого класса большой вместимости; для автобусного парка №1 в прошлом году, как вы знаете, мы приобрели 30 новых автобусов. Так что парк обновляется. На сегодня 34,5 %, или 203 машины, имеют срок эксплуатации от трех до семи лет», – говорит М. Асылбеков.
В этом году административная полиция ДВД области проводила оперативно-профилактическое мероприятие «Автобус» с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий и травматизма, проверяли техническое состояние машин, в результате было указано на необходимость избавиться от изношенного парка. «Бог миловал, пока у нас нет высокой аварийности, как в некоторых других регионах. Но мы требуем, чтобы безопасность пассажирских перевозок была обеспечена», – говорит руководитель сектора.
По данным отдела, на обеспечение пассажирских перевозок в Павлодаре работает, с учетом резерва, 601 машина, из них 142 «Газели», 269 автобусов малого класса (читай – китайские, зачастую старые) и 190 больших автобусов. Таким образом, ежедневно на улицы Павлодара выходит 154 больших автобуса, 269 малых, на долю которых приходится 54,2 % пассажиров, 142 микроавтобуса с долей в 21,5 %. А 16,5 % павлодарцев ездят на трамвае, 2,1 % предпочитают такси.
Есть, разумеется, и другая проблема, которая становится актуальной с наступлением холодов. На каком топливе работают автобусы, каково их качество, нет ли опасности или уже и прецедентов, когда машины не заводились от холода? Марат Асылбеков утверждает, что перевозчики заранее готовятся к зиме, имеют теплые боксы, где размещается весь подвижной состав. Но даже в неотапливаемых боксах температура не опускается ниже минус 15 градусов. Проблема в другом – дороговизне дизельного топлива. Если литр летней солярки стоит 115 тенге, то цена на зимнюю может превысить 150-158 тенге. В этих условиях павлодарские перевозчики решают проблему по-своему – сжигают зимой летнюю солярку, но с присадками, и, по словам чиновника, пока за многие годы такой практики не было никаких проблем. Мол, зимней соляркой пользуются только дальнобойщики, и вообще, в наличии в городе ограниченное количество этого вида топлива. Утверждать, что это достаточно надежный способ выхода из ситуации, а наши долгие стояния на остановках не есть результат проблем с заводкой машин, не будем…