Обычно принято, по зарубежным традициям, оценивать первые шаги и планы новых руководителей разного уровня после 100 дней их работы на новом месте.
Впрочем, многие считают, что три месяца – это всего ничего, за это время сложно определить направления работы, узнать коллектив, с которым придется работать и т.д. Нынешний, седьмой по счету аким Павлодарской области К.А. Бозумбаев, в общем, тоже так считает. До сих пор приходится слышать такие его суждения: «Я совсем немного работаю на этой должности. Дайте еще время. До меня столько наворотили…». Хотя, как недавно заявил сам Канат Алдабергенович на брифинге в Астане, «век акима весьма недолог» — в смысле пребывания на должности. Поэтому наша сегодняшняя скромная попытка промежуточного анализа тоже, наверное, нужна.
Еще 7-8 лет назад наши СМИ, весьма авторитетные источники сообщали, что Астана готовит на смену уходящему акиму К. Нурпеисову К. Бозумбаева. Потом, по тем же сведениям, руководство страны изменило решение. И все же он спустя несколько лет оказался у руля власти в регионе.
В основном служебная карьера К.А. Бозумбаева связана с коммерческими структурами - с крупными производственными объединениями, идущими в авангарде рыночных перемен: ТПО «Алмаз и компания», АО «Казмунайгаз», «Казтрансойл», «КЕГОК», «Эйр Астана», НК «Темиржолы» и т.д.
Понятно, что одной из основных задач является дальнейший перевод региона на рыночные рельсы. Нелишне, наверное, заметить, что президент Н. Назарбаев довольно высоко оценил работу К.А. Бозумбаева на этом поприще в Джамбульской области. Чего стоит, например, хотя бы то, что, судя по тем же СМИ, наконец-то заработал химический комплекс области, который долгие годы лежал на боку.
Нынешние формы административного руководства промышленным и сельскохозяйственным предприятиям носят несколько иной, чем прежде, характер. Умные администраторы, как правило, особо не вмешиваются в стратегию, внутрипроизводственную жизнь компаний.
Попытался было когда-то один из наших бывших акимов более глубже коснуться рыночной жизни того же Экибастузского угольного комплекса. Но не тут-то было. В конечном итоге все для него закончилось весьма плачевно.
К.А. Бозумбаев, как опытный рыночный руководитель, прекрасно понимая все сложности рыночных отношений и «подводных течений», весьма осторожен. Он не вмешивается напрямую в работу промышленных, сельскохозяйственных предприятий; не делает публично серьезных выводов, замечаний, предложений. Здесь, думаю, будет уместно привести два сравнения. Несколько лет назад, когда обладминистрацию возглавлял Б.А. Сагинтаев, возник серьезный трудовой конфликт между рабочими и работодателями KSPsteel. Речь шла о масштабных сокращениях. Основным третейским судьей, переговорщиком выступил сам аким Б.А. Сагинтаев. Публичность, всесторонность освещения в СМИ всех моментов конфликта, хода переговоров была весьма заметна. Конечно, Сагинтаев также руководитель-рыночник (хотя его работа в таких структурах намного меньше), Но в силу ряда причин у него был несколько иной стиль руководства.
Осенью минувшего года возник трудовой конфликт в АО «Майкаинзолото». Акимат принял участие в урегулировании спора, но с гораздо меньшей степенью гласности. Причем со стороны власти в переговорах принял участие лишь один из заместителей акима. Во взаимоотношениях администраторов, причем такого уровня, с бизнесменами желательно исключить элементы суеты, излишнего шума и рекламы.
Следует, наверное, заметить, что у К. Бозумбаева, судя по всему, хорошие, деловые отношения и с одним из основных представителей крупного бизнеса А. Машкевичем. Есть уже и первые результаты такого взаимопонимания. Например, финансирование футбольного клуба «Иртыш», или выпуске уже в 2015-2016 годах промпродукции из алюминия с ее реализацией за рубеж. Но все эти договоренности, которые имеют реальную основу, приняты в тиши кабинета, за чашкой кофе.
Накануне Нового года в рамках республиканского телемоста «Новая индустриализация Казахстана: первые результаты 2014 года и первой пятилетки» в нашем регионе был дан старт промышленному выпуску хлора, каустической соды и пропилена. Но в ходе прямого включения к руководителю государства с этой радостной новостью обратился не глава региона, как некоторые, возможно, ожидали, а председатель правления АО «Каустик». Стремление не вмешиваться открыто в непростой производственный процесс - весьма важное качество для современного администратора. Плюс еще своеобразная «осторожная скромность» - тьфу-тьфу, чтобы не сглазить. К сожалению, в казахстанской экономической практике немало примеров, когда с большой помпой запущенные заводы довольно скоро без особого шума останавливаются, замораживают свою деятельность. Вот буквально на днях мне пришлось беседовать с директором по экономике нынче простаивающего керамического завода. А ведь его тоже в свое время наверняка запускали с поздравлениями.
Напомню, долгое время из уст бывших акимов, других руководителей все слышали, что наша СЭЗ – это будущее павлодарской индустрии, там будут действовать около 50 современных промпредприятий. В реальности все оказалось намного скромнее. Или же обещания о сносе домов и расселении жителей Алюминстроя. Завершая разговор о том, какие Сциллы и Харибды приходится преодолевать нынешним акимам, приведу еще один пример из сферы сельского хозяйства. Совсем недавно один из заместителей акима на страницах «Звезды Прииртышья» в говорил о замечательных наших успехах в этой сфере. По республике мы на 4-м месте, экспортировали более 800 тонн мяса, у нас самая дешевая говядина, успешно реализуется программа «Дорожная карта бизнеса 2020», «Агробизнес-2020», за павлодарской картошкой в сезон едут чуть ли не со всех областей Казахстана, соседних регионов России и т.д. Забыли еще упомянуть животноводческие фермы, где дойка и отел коров проходит под звуки классической музыки. В памяти невольно всплывают строки доклада уже позабытого многими форума «Ертіс Invest 2014», где говорилось, что очень скоро мы будем обеспечивать продуктами питания Россию, Китай, Иран, Кавказские страны. Такие вот молочные реки и кисельные берега. Но «Звезда Прииртышья» в этом же из номере напоминает, что мы как пили, так и продолжаем вместо молока пить неизвестно что.
Главе региона известны эти и другие «ножницы» между планами и реальностью. Поэтому он весьма осторожен в своих заявлениях. Забегая вперед, скажем, что не делает он скоропалительных выводов и в других сферах. Может, поэтому он не такой публичный человек, как хотелось бы, и весьма скуп на обещания. Но справедливости ради надо признать, что и он временами делает выводы, которые, возьму на себя смелость сказать, у многих вызывают, мягко говоря, улыбку. Например, в ходе ознакомительной поездки в Баянаульский район он в качестве меры по развитию мясного животноводства указал на необходимость строительства в Павлодаре нового рынка по продаже мяса.
А вот другие предложения К.А. Бозумбаева, также родившиеся во многом в ходе ознакомительных поездок по области. Практически каждый новый аким говорил о важности регионального туризма и в первую очередь в Баянауле. Е. Арын заговорил об аэропорте, железнодорожном сообщении. Но дальше пожеланий все эти планы не продвинулись. Своеобразное исключение, пожалуй, составил лишь К. Бозумбаев. По его заданию сотрудники алмаатинского туристического агентства за 12 млн. бюджетных денег составили своеобразный бизнес-план. А ученые Института транспорта и коммуникации внесли свои предложения по совершенствованию работы городского транспорта. Исследования вроде бы еще продолжаются, но, на мой взгляд, некоторые вполне очевидные выводы алмаатинских ученых (например, насчет лавочек на остановках или же экскурсий по городу, Иртышу) не являются столь ценными. Впрочем, сам Канат Алдабергенович Бозумбаев, судя по его реакции, тоже остался недоволен результатами этой работы.
За год его работы у нас мы убедились, что он довольно демократичен, а его непубличность объяснима тем, что человек просто занят делом. Во всяком случае, не строит тут же для себя коттедж, не занимается параллельно через жену, родственников собственным бизнесом и другими ненужными делами. Хотя Канат Алдабергенович не скрывает, что он вполне обеспеченный человек. С журналистами, другими посетителями он весьма прост в общении. Хотя, как говорят многие, в том числе деятели культуры, попасть к нему на прием довольно трудно. При всем уважении к нашему акиму, я буду нечестен, если не приведу дословное высказывание одного весьма авторитетного представителя павлодарского зиялы каум: «Мне пришлось работать со всеми нашими акимами. И каждый из них проявлял в той или иной степени заботу о культуре региона. А вот нынешний аким, если я не ошибаюсь, увы, от наших проблем, наверное, весьма далек. Может, потому что он из рыночной среды. Или же считает себя временно здесь проживающим». Сначала я не совсем согласился со своим собеседником. Но потом задумался, начал сравнивать.
Д.К. Ахметов создал Школу национального возрождения, симфонический оркестр, пытался реализовать другие большие свои замыслы, вплоть до органного зала, музыкального вуза – даже согласовал эти планы с Астаной. Не хватило времени. Заметим, что в первый период руководства Д. Ахметовым Павлодарской областью экономическое положение в стране было намного сложнее нынешнего.
Г.Б. Жакиянов построил Набережную – любимое место отдыха горожан, положил начало ледовому дворцу «Астана», уже начал создавать зоопарк. Тоже не успел.
К.А. Нурпеисов, «тишайший» из акимов (его за глаза называли «сен тімесен - мен тіме» - «не трогай меня - я тебя тоже») – с большой личной инициативой до конца отстаивал право Павлодара на свой мединститут и в конце концов хотя бы филиал сохранил; по своей инициативе создал музыкальную школу-интернат для одаренных детей – основа успехов одного из лучшего ныне в РК музколледжа; наконец-то привел в порядок привокзальную площадь.
Б.А. Сагинтаев с первого дня руководства областного центра многое сделал для его очагов культуры и благоустройства. Он посещал вернисажи, премьеры в театрах, вникал в работу учреждений культуры, старался им помочь. Например, дом-музей Н.Г. Шафера именно в его бытность получил высокую оценку на уровне президента страны. При нем был сделан, хотя бы наполовину, долгожданный ремонт «чеховки», завершена реконструкция «аймаутовки». Как аким и любитель искусства, он постоянно посещал и помогал художественному музею. Он покупал здесь картины для своей коллекции и первым из руководителей поставил вопрос о помощи государства в пополнении фондов музея – инициатива, которая потом, кажется, к сожалению, заглохла. В одно из посещений Б. Сагинтаевым этого музея я у него запросто, без предварительной договоренности, взял интервью. Он, наверное, был единственным акимом области, кто ходил на мастер-классы известных музыкантов. Например, Ж. Аубакировой. Именно тогда он дал слово приобрести для музколледжа фортепиано. Но он ушел, и все забыли. А проекты хоккейных кортов, автобусных стоянок, бордюров, пешеходных дорожек? Я помню, как однажды зимой, часов в 11-12, Бахытжан Абдирович с большой группой чиновников подъехал к Набережной, спустился к берегу и начал проверять работу фонарей недавно возведенных деревянных арок. Обратите внимание, у многих наших деятелей науки, культуру, руководителей культучреждений до сих пор на столах маленькие портреты Б.А. Сагинтаева. «Всякий раз, когда он бывает у нас в городе, - говорят они, - он обязательно позвонит, даже может заехать. Жаль, что он так быстро ушел от нас. У него были такие планы..». Конечно, у Б.А. Сагинтаева были, как у каждого человека, свои заморочки, но такое сожаление о его довольно быстррм отзыве в Астану выражали большинство павлодарцев.
Е.М. Арын - человек, о котором нынче стараются много не говорить, да и отношение к нему значительной части павлодарцев весьма неоднозначное. И тем не менее, он тоже пытался, хоть и по-своему, работать на ниве близкой ему культуры. По словам самого Ерлана Мухтаровича, он уже согласовал с президентом строительство музея «Гусиный перелет»; архитекторы искали место для строительства современного концертного зала, в его бытность появились первые корпуса печальной памяти спорт-сити.
Вне зависимости от наших симпатий, при всем отрицании его неправомерных деяний, оцененных судом, и других, оставшихся «за кадром», справедливости ради признаем, что Е.М. Арын пытался что-то делать для развития в центре Павлодарского Прииртышья культуры, науки, серьезного книгоиздания в этой сфере. Он поднял вопрос о сборе, покупке у населения книжных раритетов, их обработке, хранении. Известно, что немало павлодарцев во время следствия выражали ему поддержку.
Вот такие были у Каната Алдабергеновича предшественники. Каждый из них по-своему пытался внести в масштабах региона свою лепту в развитие духовности, культуры — в те ценности, которые, по словам выдающегося государственного и общественного деятеля Франции Эдуарда Эрио, останутся всегда, даже когда все остальное будет позабыто.
Конечно, экономика сама о себе напомнит, выражаясь по-простому, кушать, хочется всегда и повкуснее. И все же не единым хлебом жив сегодняшний человек. В сегодняшних условиях значимость духовного — исключительна, оно напрямую влияет и на развитие экономики. Пример Европы, других развитых стран мира также свидетельствует о важности паритетного развития всех направлений бытия, в котором культура занимает определяющее место. Чтобы убедиться в этом, почитайте программы «Путь в Европу», «Мангилик ел», «Нурлы жол» и другие документы.
Духовной провинции не бывает. Другой вопрос, что некоторые наши чиновники и представители частного бизнеса это не совсем понимают. Но, думается, эта «детская болезнь» скоро пройдет. Рыночная «осторожная скромность» здесь уже ни к чему. Сегодня культуре без весомой поддержки никак нельзя.
Когда много лет назад наш президент Н. Назарбаев вводил в административную практику должность акима, состоялась его встреча с авторитетными представителями нашего зиялы каум – цветом казахстанской интеллигенции. Аким, заметил тогда Нурсултан Абишевич, - казахское слово, означающее, что руководитель-отец должен быть как можно ближе ко всем нуждам регионов, его жителей, интеллигенции. Все присутствовавшие его активно поддержали и дали свое бата. Особо мне запомнилось яркое, эмоциональное выступление народного писателя Казахстана Шерхана Муртазы.
К.А. Бозумбаев – седьмой по счету аким Павлодарской области. Семь у казахов испокон веков счастливое, можно сказать, освященное, «благородное» число, несущее всем удачу, или, как казахи говорят, киели сан.Так что будем верить, что главные рубежи успеха нашего нынешнего акима области еще впереди. И в сфере культуры не в последнюю, а может, и в первую очередь.