Мажилисмен Бегентаев: Я не рекомендовал помощника Ерлану Арыну

Мажилис Парламента РК в двух чтениях одобрил законопроект «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», и сейчас проект находится в Сенате. Руководитель рабочей группы мажилиса по этому проекту закона - один из самых молодых депутатов Мейрам Бегентаев - рассказал в интервью "Радиоточке" об основных положениях нового закона. Кроме того, имя этого мажилисмена не раз упоминалось в зале суда, где проходил процесс в отношении его бывшего руководителя Ерлана Арына. До получения депутатского мандата Мейрам Бегентаев работал проректором Павлодарского государственного университета, возглавлял который в то время - Ерлан Арын. 
 
- Мейрам Мухаметрахимович, законопроект о молодежной политике, который в феврале 2014 года был подвергнут критике со стороны депутатов, наконец-то принят. Каковы основные положения нового закона?
 
- Не надо скрывать, что это - модельный законопроект «О государственной молодежной политике». Мы рассматривали его очень долго. Вы уже знаете, на первой сессии он уже принимался. Но затем министерство образования отозвало его. На тот момент, когда законопроект вошел в парламент, была принята концепция государственной молодежной политики. Соответственно, концепция законопроекта, который был у нас, не соответствовала. У нас есть такой главный документ в молодежной  политике – это   концепция государственной молодежной политики до 2020 года, где четко определены в том числе и законодательные инициативы. 
 
- Что нового было внесено в законопроект?
 
- Можно остановиться на главных моментах. Во-первых, участие молодежи в процессе принятия решений. Мы говорим, что в данном законопроекте особое внимание мы уделяем молодежи, чтобы она участвовала в жизни государства и общества. Создавать условия для ее участия в процессе принятия решения. Второе: закрепление компетенции за отраслевыми государственными органами. То есть у нас в действующем законе закрепления ответственности было просто за центральными исполнительными государственными органами. Сейчас у нас за каждым государственным органом, который занимается молодежной политикой, закреплена определенная компетенция. А это - и полномочия, и ответственность, соответственно, завтра в стратегических планах будут индикаторы. Это - очень важно, я считаю, один из таких фундаментальных моментов.
 
Четко определены цели содержания молодежных ресурсных центров. Вы, наверное, знаете, у нас в страны созданы молодежные ресурсные центры в каждом районе, городе, области. Эффективность их мы сейчас начали измерять и поняли, что нам нужно четкое управление этим процессом. В чем управление складывается? Во-первых, системная работа должна вестись. Во-вторых, должна быть структура, положение, чем они занимаются. Согласно законопроекту мы определили: что является молодежным ресурсным центром, и уполномоченный орган создает положение типовое. В дальнейшем это типовое положение, раз молодежь принимает участие в принятии решения, значит, этот подзаконный акт может ежегодно обновляться. Следующее направление – это компетенция самого уполномоченного органа и компетенция местных исполнительных  органов. То есть мы здесь больше зону ответственности расширили. Сейчас местные исполнительные органы – это акиматы: областные, городские районные, они будут ответственность нести за молодежную политику, в соответствии с этим.
 
Отдельно выделена статья по волонтерству, именно по  молодежному волонтерству. У нас государственный социальный заказ есть, волонтерское движение есть, а понятия законодательного не закреплено. Мы впервые закрепили. И отдельная статья, это очень важная – по молодежному самоуправлению. Сейчас в любом трудовом коллективе может создаваться молодежное самоуправление. Как они будут принимать участие в процессе принятия решения? Это - через советы по делам молодежи при акиматах. Мы тоже прописали это в законе, тоже есть типовое положение. Чтобы не было «отсебятины»: кого-то возьмем, этого не возьмем. Мы планируем, чтобы через типовое положение - участие каждого аула. Бывают такие случаи, что акимату нравятся именно эти молодые люди, они хотят только этих взять. Пусть будут равные права: все могут участвовать, все молодежные организации. Они - через типовое положение. Через эти советы по делам молодежи при акиматах.
 
Далее мы определили, что будут проводиться региональные и республиканский форум молодежи. То же самое - через типовое положение: проводится региональный форум в области, затем республиканский, где принимается решение и предложения по любым нормативным актам, касающимся молодежной политики. То есть мы сделали платформу. В чем фундаментальность этого законопроекта? Мы создаем платформу, которая потом будет обновляться и самонастраиваться. То есть закон не меняется, и он регулирует все эти взаимоотношения. Причем, одной из высших точек является участие молодежи в процессе принятия решений. Очень сложно было это проводить, объяснять, понимание. Мы делали замеры через молодежные международные организации, через экспертов. То есть международных экспертов, их обмануть сложно. Они приходят и делают свои выводы, смотрят результаты. Встречались с молодежными организациями разными, на всех уровнях. У меня есть благодарность депутатскому корпусу. Все практически прониклись этим законопроектом, все принимали участие. Особо, конечно, стоит выделить и членов рабочей группы, и комитет по социально-культурному развитию. В основном, это - их заслуга, их работа. 
 
- В рамках обсуждения нового законопроекта были внесены изменения в Трудовой кодекс в части принятия молодых специалистов на работу. Какие именно? 
 
- Было внесено изменение в сопутствующий законопроект. В статью 1 подпункт 2-1 «На определенный срок - не менее 2 лет - с молодым специалистом, впервые поступившим на работу. Кроме случаев установленных пунктом 3,5,6». То есть на определенный срок, но не менее 2-х. Молодой специалист имеет право заключить договор, но не менее 2-х лет. Это о чем говорит? Молодой специалист приходит, ему хочется стабильности, а работодатель раньше имел право заключить договор на 1 год, на испытательный срок. А тут это положение нивелируется. Но это не означает, что мы иждивенчество (порождаем – прим. "Радиоточка"), есть соответствующая статья 54-я Кодекса о труде. Где говорится, что если человек не исполняет трудовые обязательства: вовремя не приходит на работу, не исполняет свои обязанности, то работодатель имеет право уволить его. 
 
- Когда законопроект принимался в первом чтении, руководитель парламентской фракции «Акжол» Азат Перуашев говорил о необходимости включения в сопутствующие законы изменений, касающихся обеспечения жильем молодых семей. Что вы думаете по этому поводу?  
 
- Во-первых, надо понимать, что законопроект – он рамочный. То есть не «Закон о молодежи», а «Закон о государственной молодежной политике». Юристы и политологи правильно поймут. Если мы будет прописывать нормы прямого действия – это будет «Закон о молодежи». А это уже - кодифицированный документ, в который собирается со всех законопроектов. Как вы знаете в Кодексе о здравоохранении, и в других содержатся нормы, связанные с молодежью. То есть, если мы делаем собирательный – то это уже будет кодекс, и мы должны будем собрать все в единый документ. Это - рамочный законопроект. То есть мы определили фундаментальные основы – кто есть, кто и за что отвечает. Четко распределили межотраслевую координацию, и здесь уже таких норм прямого действия нету, он - саморегулируемый. В процессе принятия решений сама молодежь участвует, она является партнером государства, равноправным партнером, который несет ответственность как участник процесса – это очень важный момент. И зона ответственности уполномоченных органов: местных исполнительных органов и центральных исполнительных органов – министерств мы разграничили. Причем мы прописали уполномоченный орган в области образования, в области науки. На сегодняшний день – это министерство образования. Завтра, если будет меняться структура правительства, то законопроект менять не нужно будет. Вот в этом как раз его фундаментальная платформа. Прямых норм не прописывали. Но через какие программы и кто отвечает - в целях и задачах это прописано. То есть ситуация с жильем, она динамична, сейчас есть Послание главы государства, я думаю, что в ближайшее время мы значительно продвинемся в этом вопросе. В «Нурлы жол» четко определены приоритеты и задачи. Если мы сейчас пропишем прямую норму в законопроекте, завтра она может быть неактуальной. Здесь я не берусь судить, нужна эта норма или нет. Я просто говорю, что закон – рамочный.
 
- Возраст «молодого человека» по новому законопроекту остается прежним?
 
- От 14 до 29 лет включительно. Было предложение министерства образования, в действующем законе тоже есть. Да, есть различное понимание этого возраста, но на сегодняшний день политически, экономически мы понимаем, что возраст - от 14 до 29 лет. 
 
- Перейдем к вопросам, касающимся суда в отношении вашего бывшего руководителя, экс-акима Павлодарской области Ерлана Арына. Главный свидетель обвинения – бывший помощник Ерлана Арына Багустар Сапаров - заявил на допросе в суде, что первый разговор с владельцем строительной фирмы «ГрадСтройКомпани» Умлатом Матиевым состоялся именно по вашей просьбе. По словам Сапарова, вы переживали за невыплату долгов акимата фирме Матиева. Так ли это? 
 
- Во-первых, я удивлен, когда в прессе я читал, что найти невозможно, что сложно. Я просто прошу не вырезать слова из контекста. Я не скрываю, что я знаком, и у меня хорошее отношение к Ерлану Мухтаровичу. Фамилии я могу точно не помнить, но когда происходили какие-то проблемы: неважно, предприниматели или еще кто-то обращались, я обязательно звонил, это - мой долг, как депутата, я звонил и обращался, чтобы обратили внимание по невыплате заработных плат. Ситуация была такая на определенный период, то есть они провели определенную работу. Несколько компаний ко мне звонили и говорили: «Что это такое, помогите, нам зарплату не выдают». Естественно, они выходили, по-моему, на площадь, на акимат. 
 
- Требовать зарплату?
 
- По крайней мере, мне звонили, так говорили. То есть я звонил, в этом секрета нет, я считаю, что это даже правильно! 
 
- В зале суда Ерлан Арын рассказал о том, что в помощники акима области Багустара Сапарова порекомендовали именно вы. Почему именно его? 
 
- Нет. Багустар, вы, наверное, знаете, мы вместе работали и с Багустаром Турсуновичем, и Ерланом Мухтаровичем. Багустар Турсунович возглавлял департамент административный, то есть они близко были знакомы, то есть, может быть, он имел в виду, порекомендовал работать в Павлодарский государственный университет, то да. Когда мы общались, когда принимали на работу, рекомендация  была: принять его на работу в Павлодарский государственный университет. 
 
- Но при допросе, на тот момент подсудимый, Ерлан Арын  утверждал, что когда его назначили акимом области, именно вы позвонили и порекомендовали ему кандидатуру помощника, который потом стал главным свидетелем обвинения
 
- Я не рекомендовал помощника Ерлану Арыну. И не мог рекомендовать, потому что я являюсь депутатом мажилиса парламента, каким образом? Это уже протекция будет. 
 
- Скажите, а в процессе открытия инновационного многопрофильного колледжа для супруги Ерлана Арына вы принимали участие?  Багустар Сапаров рассказал, что в 2008 году вы занимались регистрацией  ОО «Олкетану», которое потом стало учредителем колледжа. 
 
- Какое я могу иметь отношение? Пусть ко мне официально обратятся с таким вопросом. Само собой, есть юридические документы, где есть официальная подпись, говорить можно многое. Я, например, за работу в Павлодарском государственном университете, это - большой период в жизни. Вы вспомните, что пять лет назад было или три года назад, до мелочей, я, в принципе, точно не могу сказать, но заниматься так юридически я не мог. То есть, у меня на то и полномочий нет, в разговорах общаться – это вполне можно. 
 
-  Вы хотите сказать, что и подсудимый, и свидетель говорили суду неправду?
 
- Я же вам сказал уже (смеется).
 
- В программе «Детектор лжи» вы утвердительно ответили на вопрос: «Совершали ли вы в своей жизни действия, за которые могли бы понести наказание?» Какие это были действия?
 
- Все мы в молодости, начиная со школы, мужчины дрались. Я, конечно же, тоже не исключение, где-то - из-за девушки, где-то другие споры. За это могли привлечь, думаю, добрая половина моих друзей и коллег в такой ситуации были. Дрались за «даму сердца». Я недавно встречался со своим одноклассником, даже не одноклассником, параллельно учились, была ситуация. Если бы кто-то из родителей на тот период написал заявление – это была бы уголовная ответственность. Я думаю, каждый через это проходил. С мужчинами поговорите, я считаю это нормальным. 
Поделиться
+1