Как известно, 2014 год ознаменовал собой новую эпоху в развитии отечественной атомной энергетики. На правительственном уровне Казахстан и Россия все-таки заключили меморандум о будущем строительстве на территории нашего государства атомной электростанции предположительной мощностью от 300 до 1200 мВт.
Но не успел начаться 2015 год, как министерство энергетики нашей страны объявило о строительстве не одной, а сразу двух АЭС.
Строительство атомной станции в Казахстане на самом деле напрашивается. Сегодня это самый простой и дешевый путь к решению проблем в энергетической отрасли. Казахстан имеет опыт и большой потенциал в развитии атомной энергетики, поскольку располагает огромными запасами урановых месторождений, необходимой инфраструктурой, как Семипалатинский ядерный полигон и город атомщиков Курчатов. Вполне логично, что в преддверии всевозможных и бесконечных для нас мировых кризисов правительство выбрало именно атомную энергетику как приоритетную в ближайшем обозримом будущем.
По планам строительство АЭС должно будет стать заключительным звеном в отечественной атомной энергетике - от добычи уранового топлива до его полной переработки в дешевую электроэнергию. Так полный цикл добычи-переработки должен будет обеспечить стране энергетическую независимость, а атомная отрасль выйдет на новый уровень развития.
В настоящее время строительство новых энергетических мощностей - жизненная необходимость, поскольку, естественно, страна ориентирована на рост экономики. Это предполагает строительство десятков, а то и сотен новых промышленных объектов, которые из года в год будут требовать новых энергетических затрат. Нужно признать, что страна уже сегодня испытывает энергетический голод, новые источники электроэнергии, да еще и весьма дешевые, приобретают особое значение.
Зеленая энергетика, по-видимому, пока что уступила атомной, поскольку она не способна в столь короткие сроки помочь реализовать в полном объеме стратегические задачи страны. Если строительство одной АЭС в среднем оценивается Росатомом в 5 млрд. долларов, то аналогичной мощности «зеленые» станции обойдутся в три, а то и четыре раза дороже. Но это не значит, что Казахстан откажется от энергии будущего, а ЭКСПО в 2017 году, при всей нелогичности проведения выставки в Казахстане, во всяком случае, должна позволить нам при полном отсутствии зеленых технологий, узнать много полезного в этой сфере.
Удешевит ли энергию АЭС?
Если для правительства главной задачей является увеличение объемов выработки электроэнергии для удовлетворения внутреннего рынка и выхода на экспортные возможности, то для простого населения одним из приоритетных вопросов должно стать то, насколько доступнее станет энергия для простого потребителя.
Сегодня суммарная мощность всех электростанций Казахстана составляет более 18 000 МВт, планируемые АЭС на двоих будут давать до 2000 МВт. А если учесть тот факт, что 70% электроэнергии в стране потребляют промышленные предприятия, а население чуть больше 10%, то необходимость строительства АЭС обусловлено только увеличением мощностей для промышленных гигантов, то есть для собственников этих компаний, крупных олигархов. Обеспечение дешевой энергией населения городов и сел навряд ли учитывалось вообще, поскольку удешевить 10% электроэнергии от всей производимой энергии в Казахстане возможно и без строительства АЭС.
Сегодня в дешевой электроэнергии заинтересованы не только горожане, но в первую очередь сельские жители. Если мы говорим о том, что необходимо создавать новые условия для села, вернуть туда молодежь, а значит, новую жизнь, то изменения должны произойти в предоставлении качественных услуг электроснабжения, в модернизации и переходе на электроотопление сельских территорий. То есть, нужно широкое внедрение во все отрасли хозяйства электроэнергии, настолько доступной, насколько легко население могло бы себе позволить перейти на электрические печи. Это не просто какой-то каприз, это требование нового времени, как, к примеру, программа водоснабжения всех сел. Но пока дорогой уголь, как основной источник тепловой энергии для сельчан, переигрывает еще более дорогую электроэнергию.
Дешевая энергия АЭС могла бы стать для сельчан дорогим подарком, поскольку облегчила бы жизнь на селе, ведь хлопот, помимо ручного обогрева дома, там и так хватает. Однако при нынешнем правительстве ввод даже двух станций с очень дешевой энергией вряд ли повернет власть лицом к проблемам села.
Наоборот, еще неизвестно каким путем будет окупаться строительство двух АЭС. Не хочется, чтобы эту миссию в очередной раз повесили на плечи населения. Ежегодно в стране идет рост тарифов на электроэнергию, причины которого правительство объясняет необходимостью замены изношенной инфраструктуры. Однако сколько ни повышай тарифы на энергию, проблем у монополистов не убавляется, в то время как, напротив, благосостояние и капиталы их владельцев и управленцев только увеличиваются. Для отечественных предприятий и их владельцев - крупных олигархов обеспечение дешевой энергией собственных заводов и фабрик и есть стратегическая необходимость. Это позволит им увеличит собственные капиталы, облегчит конкуренцию на внешних рынках, на внутреннем же сохранит монополизацию и диктат.
Выходит, что основной аргумент властей в строительстве атомных станций - дешевая электроэнергия отнюдь не станет таковой для простого населения, и все возможные риски ничем не будут компенсированы для улучшения условий жизни граждан нашей республики.
АЭС - огромный фактор риска для населения
Строительство двух АЭС в Курчатове и Балхаше, похоже, станет реальностью. Правительство обещает общественные слушания, обещает услышать каждое мнение, однако от своих планов отказываться, по-видимому, не собирается.
И без того общественная позиция по АЭС в Казахстане многим известна и понятна. Общество не может быть хорошо осведомлено, какие плюсы и минусы мы получим от атомной станции. Оно не может быть чувствовать себя в безопасности, когда рядом работают ядерные реакторы.
Этот фактор риска подкрепляется еще и фобиями населения, хорошо знакомого с последствиями ядерных испытаний.
Антиядерное движение в Казахстане создавалось не на пустом месте, и строительство АЭС для населения становится в этих условиях все более непонятным и нелогичным. Но, увы, либо прошлые промахи нашего правительства в вопросах энергобезопасности, либо действительно острая необходимость вынуждает наши власти идти на риски и непопулярные меры.
Несмотря на все плюсы, которыми оперирует правительство и сторонники строительства атомных станций, АЭС имеет обратную сторону медали, и весьма непростую. Авария на АЭС Фукусима-1 продемонстрировала всему миру, какую угрозу в себе несут ядерные реакторы. Кроме того, как и все другие известные аварии, катастрофа на Фукусиме так же не обошлась без человеческого фактора.
Именно человеческая халатность больше всего тревожит гражданское общество Казахстана. Ведь аварии различных видов и тяжестей на промышленных предприятиях сегодня не редкость, достаточно вспомнить прошлогоднее октябрьское возгорание на Павлодарском нефтехимическом заводе, или же августовский взрыв котельной на Павлодарской ТЭЦ-2. Кто даст гарантии, что подобных аварий не случиться на атомных станциях?
Если вдруг на АЭС случится авария, то больше всего пострадают жители Павлодарской области и Балхаша. Акватории Иртыша и озера Балхаш подвергнутся большим рискам. Нет гарантий, что на нашей земле не произойдет еще одной экологической катастрофы. Но это все относится к самым худшим сценариям, которые, надеюсь, не произойдут. Однако то, с чем мы неизбежно столкнемся - это утилизация ядерных отходов, которая также имеет свои негативные моменты. В нашем случае самый реальный способ обезвреживания отработанных радиоактивных отходов - это их захоронение. Минус такого способа утилизации в том, что опасные вещества сохраняют свои свойства, и со временем изолированные под землей специальными защитными барьерами контейнеры могут подвергнуться повреждениям, что приведет к утечке радиоактивных отходов в биосферу. А это значит, что существует риск излучения. Добавим к этому образование жидких радиоактивных отходов как под землей, так и во время эксплуатации ядерных реакторов, связанное с особенностями работы станции, а именно системы охлаждения, и в итоге получим массу экологических проблем для будущих поколений.
Сиюминутная выгода вполне может обернуться катастрофическими последствиями в случае чрезвычайных ситуаций. Все это напрямую отразится на самочувствии простого народа, как в физическом, так и материальном смысле.
Поскольку строительство АЭС в Казахстане становится практически неизбежным, а уверенности в том, что население не пострадает, в принципе быть не может, общество должно требовать максимальных гарантий и компенсации возможных рисков уже начиная с первого дня работы АЭС. То есть население должно требовать компенсаций за строительство атомных станций ни чем иным, как продуктом производства этих самых станций, а значит - электроэнергией. Каждая казахстанская семья с введением АЭС должна пользоваться производимой ею электроэнергией по сниженным, минимальным тарифам. По примеру Украины, которая располагает четырьмя АЭС, и где население пользуется самой дешевой электроэнергией на постсоветском пространстве - около 4 тенге за кВт/час против 19 тенге в Казахстане.
Население вправе требовать от государства дешевую энергию атомных станций, установления тарифа по себестоимости выработки энергии на АЭС, и в первую очередь такие преференции мы должны требовать для сельских территорий, наиболее социально уязвимых и требующих новых подходов в решении материально-экономических, технологических и других проблем. Для населения республики Казахстан это будет самым справедливым решением и способом компенсирования возможных рисков в ходе эксплуатации атомных электростанций.