Кабжан Едилбай не смог доказать, что он не бездельник и не дармоед.
В Павлодаре в небольшой благоустроенной квартире живет одинокая пенсионерка Рысты КУРГАНОВА, всю жизнь проработавшая паспортисткой, теперь получающая минимальную пенсию и на старости лет развлекающая себя турецкими сериалами. В общем, самая обычная апашка. Покуда не оказалась в эпицентре судебного скандала, да такого, что никаким сценаристам сериалов и не снилось.
Несколько лет назад у Рысты Кургановой появились на площадке новые соседи. Стены у квартир тонкие, слышимость отличная, а двери так близко, что их одновременно не открыть. И пенсионерка стала подмечать, что соседская жена на работу ходит регулярно, ребенка отводят в школу, а вот сам сосед вроде как безработный. Время от времени отлучается, но ненадолго.
- Я и знать не знала, кем работает сосед, пока не увидела его в новостях. Когда узнала, что он заместитель начальника областного управления по развитию языков, очень удивилась, - рассказывает 70-летняя женщина.
И тут в апашке проснулся Шерлок Холмс. Она завела дневник и начала отмечать, когда ее сосед Кабжан ЕДИЛБАЙ уходит в рабочие будни, а когда приходит. Если верить ее записям, то чиновник больше времени проводил дома, нежели на работе. Якобы мог уйти к 11 часам утра, а вернуться задолго до начала шестичасовых новостей.
- Я ни минуты лишней не прибавляла, - уверяет дотошная пенсионерка. – Во сколько он приходил, такое время и записывала.
Спустя месяцы наблюдений, апашка узнала опять-таки из местных новостей, что Кабжан Едилбай дорос до начальника управления по развитию языков. Это так удивило Рысты Курганову, что она решила действовать. Компромата, с ее точки зрения, у нее накопилось достаточно. Она фиксировала не только передвижения чиновника, но и записывала, когда водитель на служебной машине забирал и привозил соседского ребенка.
Со своими записями она пошла к акиму области, на тот момент к Ерлану АРЫНУ. Безрезультатно. Потом все свои наблюдение понесла к новому главе области Канату БОЗУМБАЕВУ. С тем же успехом. И тогда она принесла их в редакцию одной из городских газет.
История, рассказанная Рысты Кургановой журналистам, конечно, была дивной, но бездоказательной. Ее слово против слова Кабжана Едилбая. Но письмо читательницы все же опубликовали под заголовком «Чтобы мы так отдыхали, как они работали». Имени главного героя не назвали, зато на эпитеты не поскупились, назвав чиновника вельможей, дармоедом и бездельником, бьющим баклуши и зря получающим зарплату.
Публикацией заинтересовались в областном акимате и попросили назвать имя госслужащего для проверки. В ходе служебного расследования с начальника взяли объяснительную, в которой он сообщил, что действительно проживает в одном доме с автором письма, и заверил, что никаких нарушений режима работы с его стороны не было, что подтвердили и его коллеги. На этом эту историю можно было считать исчерпанной, но Кабжан Едилбай решил… подать в суд на газету и пенсионерку, опротестовывая статью, где не было указано его имени. Иск сразу привлек внимание, потому как общественность любопытствовала, по каким признакам чиновник собирается себя идентифицировать с героем публикации!
За прошедшие полгода иск то отзывался, то дополнялся, но в конечном итоге дело было рассмотрено в городском суде Павлодара. Кабжан Едилбай настаивал на том, что публикация в газете ложных и позорящих его сведений вызвала у него чувство возмущения, психологического дискомфорта. Более того, ему приходилось объяснять и доказывать не только коллегам, но и знакомым, что все, что опубликовано в газете, не соответствует действительности. Для пущей убедительности истец предоставил суду все грамоты, которыми он был награжден за годы службы. Он даже привлек специалиста, который невероятным образом установил, что в скандальном письме определенно узнается Кабжан Едилбай. В общем, чиновник приложил все усилия, чтобы доказать, что речь идет именно о нем. Однако суд не поверил и отказал ему в исковых требованиях. Заподозрить Фемиду в предвзятости трудно, поскольку интересы пенсионерки защищал адвокат, представленный за счет государства.
Вот так Кабжан Едилбай, возглавляющий региональное управление по развитию языков, сам себе оказал медвежью услугу. Если прежде о конфликте чиновника со своей пожилой соседкой знал лишь узкий круг лиц, то благодаря суду эта история стала широко известна, и теперь все доподлинно узнали, о ком шла речь в апашкином письме.
К слову, Рысты Курганова полна сил и энтузиазма и продолжает отмечать, когда ее сосед-госслужащий уходит на работу, а когда приходит.