История с ремонтом Кутузовского автомоста может завершиться громким разбирательством для павлодарских чиновников.
Руководство карагандинской подрядной фирмы ТОО «ПМК-2001», выполнявшей ремонтные работы объекта, намерено привлечь заказчика в лице ГУ «Отдел ЖКХ и автомобильных дорог г. Павлодара» к ответственности за воспрепятствование предпринимательской деятельности.
Как сообщил в телефонном разговоре директор фирмы ТОО «ПМК-2001» Темиржан Жумабаев, он уже подготовил жалобы в генпрокуратуру и Администрацию президента.
- Буду требовать чтобы виновных привлекли к ответственности. Мне не дали работать, умышленно задерживали ремонт моста. У меня есть вся переписка с акиматом города, отделом ЖКХ. Сначала я обращался в ЖКХ, все-таки мост - это стратегический объект. Куратор за пять месяцев был дважды в отпуске. Просил заменить куратора - бесполезно. Пошел к акиму города, говорю: ну что за безобразие, у меня в Башкирии материал закуплен, вы должны проплатить за выполненную работу. Хотя бы половину оплатите, не держите меня, сроки сжатые, времени мало, мост гнилой. Аким в ответ: начальник ЖКХ опытный, все знает. А что нам с его опыта, он даже не разу планерку не провел на мосту – приедут, как свадебные генералы, видят, что работа идет, крутнутся и уходят. Пытался попасть на прием к акиму области, направил письмо с просьбой, чтобы он меня принял, никакого ответа не получил. Такое отношение, я считаю, это воспрепятствование деятельности. На мост мы положили бетон, все работы провели, все по факту подтверждается, оплачивайте, я же людям должен - никто не хочет разговаривать. Материалы купил, телескопические лотки водовыпуска, металл, чтобы продолжать работы под мостом. Погода в декабре позволяла продолжать ремонтные работы, до конца месяца можно было работать. А они мне дали до 10 декабря, и то до 2 декабря молчали - дадут, не дадут, я не знал. Но все равно закупил где-то на три миллиона тенге материала, думал, буду работать. Надо же внизу все доделывать. Я просто поражаюсь, на уровне президента, акима области все говорят правильные слова, а внизу - полнейший пофигизм. В приезд акима области левая крайняя балка начала разрушаться. Верхнюю часть мы сделали, а нижнюю часть надо было продолжать укреплять согласно проекту и вообще здравого смысла.
- Сейчас мост безопасен для использования?
- Его надо укреплять. Нагрузка на мост не должна превышать 30 тонн, скорость движения трамваев должна быть порядка 10 километров в час. Это требование не выдерживается. Внизу идет 27 тысяч вольт, там целый железнодорожный узел, там арматура оголенная – они мне не дали возможности доработать. Мы 14 июля тендер выиграли, договор подписали. И приступили к работам. Ни одна павлодарская фирма туда не пришла же работать! Все боялись, знали, что это за мост. А мы работу сделали. Но вот с таким отношением чиновников впервые столкнулся. Я работал с итальянцами, турками, иранцами, но такое отношение впервые вижу. Это вообще маразматика какая-то. Меня просто кинули.
- Сколько вам остались должны?
- Сейчас мне должны оплатить порядка восьми миллионов тенге за объем выполненных работ, куда входят материалы, зарплата, транспорт. Работали около 50 человек, из них у порядка 15 рабочих есть долги по зарплате. 8 декабря я предъявил акт выполненных работ, 29-го мне только оплатили, когда телевидение вмешалось.
- Аким города говорит, что есть претензии по качеству работ. Вам их предъявляли?
- Им просто надо что-то говорить, вот они и говорят, что у них претензии. Акт выполненных работ рабочей комиссией подписан же, печати стоят, их подписи стоят. Если вы подписываете мне акт выполненных работ, вы же несете ответственность за это! Гарантия моста 2 года, за это время, естественно, где-то может асфальт шелушиться, или еще что-то. Это закономерные, рабочие моменты. Если у тебя есть претензии, тогда зачем акт выполненных работ подписывали, где логика? В таком случае надо финполицию подключать, потому что коррупционная составляющая тут есть. Они, мягко говоря, не совсем адекватные в этом плане. Им говоришь, что это белое, а они твердят, что черное или серое. Ни одной планерки, кроме аварийного момента, начальник ЖКХ Нурханов не провел на мосту. Зато требовал, чтобы я выплачивал деньги одним, другим субподрядчикам. Я к нему в последний раз пришел, спрашиваю: ну, что с финансированием? Он в ответ: а что ты от меня хочешь услышать? Ну, это же бюджетные деньги, их надо осваивать. Тем более это мост, а не дворовая площадка, по нему тысячи людей ездят. А он такое говорит. Здесь комментарии, по-моему, излишни.
- Вы обращаетесь с жалобой в генпрокуратуру, Администрацию президента с каким требованием?
- Привлечь этих людей к ответственности. Пусть аким области среагирует, вызовет меня, их, спросит в чем дело. Я звонил в приемную акима области, говорил: чтобы не вытаскивать сор из избы, давайте соберемся, выскажем друг другу претензии, худой мир лучше доброй ссоры. Никто ничего, тишину поймали, и все. Ведут себя как удельные князьки. Наверное, привыкли только на торжественных собраниях быть, а президент говорит, надо на рабочих местах быть. Непосредственно на объектах работать. А они приедут, посмотрят - работа идет, и уедут. Конечно, я организовал работы в две смены. Какие ко мне могут быть претензии? Из 4-х с половиной месяцев два месяца стоял по их вине. Три процента банковская гарантия, столько же аванс, я вложил туда своих 10 миллионов тенге. И потерпел убытки. С 18 сентября по 5 октября полностью не работали. За 18 дней октября мы 40 миллионов тенге освоили. Если бы нам дали возможность работать, мы бы закончили ремонт полностью, пожали бы друг другу руки и ушли. Мало того, что они мне не заплатили, я остался должен фирмам ТОО «Унистрой», «Дорстрой», еще и свои деньги не вернул. А в ЖКХ мне сказали - куда бы я ни обращался, дело дохлое, все равно все к ним придет. Так и вышло. Я обращаюсь к акиму города - он отписывает начальнику ЖКХ, на кого жалуешься, тому и отписывают разобраться. Парадокс! Сейчас дождусь ответ от генпрокуратуры и дальше буду действовать. По закону здесь надо возбуждать уголовное дело в воспрепятствовании предпринимательской деятельности. Начальника ЖКХ надо снимать с работы, не должны такие люди там работать. Я работаю на строительном рынке с 2001 года. Заказчики всегда контролируют, проверяют. А здесь – всех их надо исключить из Нур Отана и привлечь к ответственности. Доходило до того, что я вынужден был через канцелярию ЖКХ акт выполненных работ передавать. Где такое видано?! Даже гаишники приезжали через день, узнавали, потому что начальник дорожной полиции просил проконтролировать ремонт моста. Просили ускорить работы, потому что авария за аварией была. От заказчика такого контроля не было. Сейчас, чтобы обезопасить этот мост, по-хорошему там надо дополнительно обследование провести. Мосту 51 год, конструкции, пролетные строения делались в полевых условиях, а не на заводе. В 2011 году мост признан аварийным. Его, видимо, держал бетон сверху, а когда его вскрыли, он стал отторгаться. То, что мы выполнили такую работу за столь короткий срок, нас должны благодарить, руки пожать, а они нас как побитых собак выгнали, еще мы и виноваты остались. Претензии придумали…
Отметим, о наличии у местных властей претензий к генподрядной фирме аким города Болат Бакауов заявил на недавнем брифинге.
- Проект предусматривал 137 миллионов тенге. Подрядчик выполнил работы на 90 миллионов тенге, остаток мы ему не выплатили ввиду того, что он не выполнил работы, вы знаете, что мы с этим проектом зашли в зиму. Сейчас эти средства в бюджете предусмотрены, будем его завершать, усиление опор, балок, а работы на поверхности уже проведены. Поэтому никакой угрозы обрушения там нет и не возникает. Есть технический надзор, мы не можем обывательски рассуждать об аварийности этого моста. Касательно подрядчика, наверное, потому что не выплатили 40 миллионов тенге, на которые они рассчитывали, можно обидеться и говорить, что хочешь. Но я вам еще раз говорю, есть авторитетное мнение специалистов, авторский надзор, технический надзор. Мы не можем ссылаться на мнение подрядчика или субподрядчиков, которые там работали. Все, что касается средств за выполненный объем работ, мы подрядчику выплатили. Если он нанимал субподрядные организации, это уже его гражданско-правовые отношения. К нам жалоб на невыплату зарплаты не поступало, - прокомментировал Б. Бакауов.
Между тем целевым использованием средств на капремонт моста уже заинтересовалась городская прокуратура и департамент по делам госслужбы и противодействию коррупции (бывший финпол). Как сообщили в отделе ЖКХ, все документы прокуроры уже изъяли на проверку.
- Все материалы по мосту у нас прокуратура изъяла, в том числе акты выполненных работ, - говорит главный специалист городского отдела ЖКХ Арман Омаров. По его словам, именно он курировал работы по ремонту моста.
- Подрядчик не выполнил работы по инициированию трещин в железобетоне, по устройству водоотвода и лестничных сходов в установленные договором сроки. Претензии у нас были изначально. Всю работу мы контролировали. Все это заактировано. И сейчас есть, мы написали гарантийное письмо по восстановлению асфальта в местах деформационных швов, подрядчик будет все устранять. Мост отремонтирован. То, что говорят, асфальт рушится, это не показатель, это все 1700 квадратных метров. Плиты новые заказывались на ЖБИ, согласно чертежам проектировщика.
- Почему не удалось уложиться в сроки?
- Задержка была, во-первых, из-за финансирования, во-вторых, сроки были сжатые. Проектом предусмотрено полгода, у а нас было только 4,5 теплых месяца. Кроме того, когда вскрыли покрытие моста, стала рушиться крайняя балка, возникла аварийная ситуация, существовала реальная угроза обрушения. В итоге работы почти на месяц были приостановлены, пришлось ее укреплять за счет денег в рамках сметы. То есть, пришлось эти работы проводить в первую очередь. Кроме того, железнодорожники разрешали работать только по три часа в день. Вот причины того, что не уложились в сроки. Но все деньги по актам выполненных работ подрядной фирме выплачены.
- В каком состоянии сейчас находится мост и будут ли продолжены работы по его укреплению?
- Основные работы, влияющие на несущую способность путепровода, выполнены. Проектировщиком ремонт предусмотрен в два этапа. Первый этап мы уже выполнили. И второй этап – укрепление балок. Необходимо техническое обследование, соответственно финансирование. На основании этого обследования, будет готовиться проект, составляться смета и т.д.
- То есть на это потребуется дополнительные средства, кроме тех 40 миллионов, что остались неиспользованными?
- Это будет уже другой проект, другое финансирование.
Сколько средств потребуется на второй этап ремонта моста, пока неизвестно. Но судя по всему, деньги потребуются немалые. Вот только ремонтные работы по укреплению древнего автомоста выполнять, по большому счету, некому. Как говорят в отделе ЖКХ, павлодарские фирмы работать на такие масштабные объекты не идут. В прошлом тендере участвовала только одна карагандинская фирма ТОО «ПМК-2001».
КОММЕНТАРИЙ ОТ «НВ»:
Чем завершится эта некрасивая история, неизвестно. Мост действительно не дворовая площадка, и дай бог, чтобы не случилось трагедии. Что касается проектно-сметных работ — то это любимое занятие павлодарских чиновников. Бешеные деньги из бюджета уходят на «корректировки», не столько строят, сколько «корректируют». Кому интересно, зайдите на сайт отдела строительства, не пожалеете. А вот сайт отдела ЖКХ уже несколько дней почему-то отключен. Хотя там тоже много интересного в плане госзакупок на 2014 год. К примеру, у нас из бюджета оплачивается содержание площадок для выгула собак. А сами площадки-то есть? Если есть, то где именно — хоть посмотреть, как на бюджетные миллионы их содержат.