Жители села Кызылжар оказались оторванными от всех благ цивилизации. Поселковую дорогу после бурана замело, и несколько десятков людей не могут выехать в больницу, аптеку, на работу. Дети пропускают занятия в школе. А взрослым для того, чтобы добраться на работу, приходится идти пешком по сугробам.
Позаметало стежки-дорожки...
Полтора километра по степи, по сугробам до дома и обратно - и так каждый день. Такой путь преодолевают жители села Кызылжар уже второй месяц. Люди рассказывают, что десятки домов, а это более тридцати сельчан, отрезаны от центра поселка. Дорогу замело. Выехав в Кызылжар по жалобе жителей, мы убедились в этом на собственном опыте. Только с третьего заезда нам удалось заехать в центр села, чтобы добраться до администрации. На легковой машине эти дороги непреодолимы. Пришлось немало походить пешком, чтобы услышать реальные истории местных жителей.
- Мы переехали сюда всего год назад. В 2013 году такого безобразия не было. Снег хоть как-то, но чистили. А сейчас мы оказались в снежном заточении. У нас есть дети, внуки. Мои, например, внучки учатся в нулевом и первом классе, но не ходят в школу с декабря. Почему? Потому что нет дороги! - возмущается Жибек Жакупова. - Приходится по сугробам, в буран и мороз, полтора километра, чтобы выйти на трассу, и три километра в центр поселка. До магазина мы добираемся пешком. Полтора километра за хлебом, за солью, за спичками, за другими продуктами. Нам выгоднее покупать все в городе, выходить из автобуса или попутки на трассе возле указателя “Кызылжар” и идти полтора километра пешком.
Можно себе представить этот марш-бросок с сумками, пакетами. А если еще ребенок на руках?
- У меня сын болеет ДЦП,- рассказывает Ольга Гельгорн. - Не может выйти из дома - ни в больницу, ни даже к соседям. Он и по дому-то со мной ходит за руку. И в больницу, в город я вывезти его не могу. Потому что машина не проедет не то что во двор, даже на нашу улицу. Пока до трассы доберешься с ним, ребенок простынет и заболеет.
По словам местных жителей, за всю зиму трактор здесь был лишь один раз. За огромными сугробами видны только крыши домов. Сейчас сюда не приедет “скорая”, отказываются привозить даже уголь. Люди остались без топлива, лекарств и продуктов. При том, что Кызылжар находится всего в 30 километрах от областного центра. Парадокс заключается в том, что у многих сельчан даже есть собственные машины. Но они стоят во дворах, из которых просто невозможно выйти. Во что превратятся эти кучи снега весной, представить страшно.
В таком бедственном положении оказались жители той части Кызылжара, что расположена за кладбищем. Дело в том, что трактор чистит дорогу только до кладбища. А то, что дальше есть дома, живут люди, все позабыли. Вот и получается, что десятки домов отрезаны от цивилизации.
- Наш аким Тусупбеков так и говорит: кто вас просил в этом краю покупать дома? Но ведь каждый живет по своим средствам, так думаю. Я вообще сюда переехала, чтобы внуков отдать в казахскую школу. Чтобы они росли на свежем чистом воздухе, в деревне, на натуральных продуктах. Я скоро выйду на пенсию, и хотела в свободное время развести домашнее хозяйство. Думала, если люди переезжают из города в деревню, акимы обычно радуются, чтобы жизнь на селе не замирала. Оказалось, что нет. Нынешний аким Тусупбеков так и сказал: зачем вы сюда жить приехали, кто вас просил? Вот чистите снег сами. Как же так? - говорит Жибек Жакупова.
Другая сельчанка, Актоты Каженова, и вовсе, акима Кызылжара ни разу не видела. Не балует чиновник своих подопечных вниманием.
- Мой муж Кайыркен работает на птицефабрике, - делится женщина своей историей. - Ему, чтобы быть на работе в восемь утра, надо в шесть из дома выйти. И идти пешком по степи. Ему 55 лет, он сердечник! На работу приходит весь мокрый. А вдруг ему плохо станет, и он так и останется в степи один лежать? Сколько мы ходили в акимат, там нашего акима нет. Мы даже не знаем, как он выглядит. Специалистов нет, акима нет. Мы же не можем каждый день караулить его у работы.
Аким села Ержан Тусупбеков был назначен на должность в октябре прошлого года. На наши телефонные звонки на сотовый не отозвался. На рабочем месте мы его не застали. Ответ за начальника держал его помощник.
- Сейчас аким в другом селе. По делам отлучился. На самой дальней точке, Жана шаруа. Вчера утром там дорога была. А потом всю ночь поземка мела. Теперь горкомхозовский трактор чистит дорогу. А на очистку снега в этом году разыгрывался тендер, сумма 700 тысяч, наверное. Это, конечно, не на один месяц, на год нам дается. На пять месяцев: на январь, февраль март и остается у нас декабрь, ноябрь, - отчитался помощник акима Кызылжарского сельского округа Амантай Кылышпеков.
Помощник акима заверил журналистов, что тендер разыграли буквально перед нашим приездом. И заверил, чистить снег начнут уже завтра. Людям советуют подождать.
Правда, показания чиновников в этом случае несколько разнятся. Чуть ранее главный специалист акимата Айнагуль нам комментировала проблему так: тендер еще не разыгран. А все село чистили только два раза. Один раз была задействована техника птицефабрики, второй раз кто-то другой.
Единственное, в чем сошлись: оба просят людей подождать. Отчет главы Кызылжарского округа назначен на 4 февраля. Доберутся ли жители из-за кладбища до главного выступления, неизвестно. Рук они не опускают и планируют, если не получится повстречаться с местным главой, пойти на отчет к руководителю региона. Во всяком случае, у акима Кызылжара еще есть время, чтобы исправить не сделанное. Так мы думали до тех пор, пока про проблему не рассказали в новостях телекомпании “Ирбис”.
Со снегом не разобрались, разберемся с непокорными
Реакция властей на сюжет, мягко выражаясь, была странной. Почему-то вместо того, чтобы проделать работу над ошибками, на сцену вышли юристы, представляющие интересы сельского акима. Были выдвинуты требования об опровержении фактов, в противном случае - суд! Причем про снег никто особо и не вспоминал. Юрист заявил, что якобы люди эти живут не на территории Кызылжара, прописки у них нет, но дорогу им чистят. Очевидно, увиденные нами своими глазами и заснятые на видео сугробы были лишь миражом. Но самый убийственный довод, который употребил юрист - журналист уже якобы нарушил закон, позвонил сельскому акиму на сотовый телефон. Звонить, оказывается, было нельзя!
Тем временем в редакцию начали звонить и пострадавшие от снежных заносов кызылжарцы. Люди сообщили, что уже утром с некоторых семей стали требовать заявления и объяснительные о том, что они претензий к акимату не имеют. Мало того, и со снегом у них проблем нет. Кое-кто, под страхом потерять работу, подписал петицию. Взамен в деревне появился бульдозер, которой единственное, что сделал - сгреб кучи снега к дому непокорной Жибек Жакуповой. Так, по крайней мере, рассказала нам по телефону расстроенная женщина.