Мажилис РК разрабатывает закон «О доступе к информации», согласно которому, в том числе, граждане страны получат право на информацию, которая затрагивает бюджетные средства, сообщает Kapital.kz, со ссылкой на депутата Мажилиса от партии «Нур-Отан» Айгуль Соловьева.
Сейчас законопроект находится на экспертизе, затем, по словам депутата, правительство должно будет согласовать бюджетные расходы. В обсуждении законопроекта принимали участие общественные организации, правовые центры, ООН и ОБСЕ.
Представители нацкомпаний, холдингов и монополистов в обсуждении законопроекта не участвовали. Наиболее дискуссионным пунктом законопроекта, по словам Айгуль Соловьевой, является вопрос о грифе «Для служебного пользования» (ДСП). «Еще непонятно, какая по этому поводу будет процедура, что туда относить, какой перечень информации по ДСП должен быть открытым», - сказала законодатель.
Сам законопроект также находиться в распоряжении Kapital.kz. Наиболее любопытным, пожалуй, можно назвать шестую статью закона, в котором говорится об информации, доступ к которой не подлежит ограничению.
Статья 6. Информация, доступ к которой не подлежит ограничению
Не подлежит ограничению доступ к следующей информации:
1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
2) о состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, миграции, образования, культуры, социальной защиты, экономики, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
3) об актах терроризма;
4) о состоянии экологии, противопожарной безопасности, а также о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов;
5) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам и организациям;
6) о фактах нарушения прав и свобод гражданина;
7) о размерах золотовалютных активов Национального банка Республики Казахстан и правительственного (бюджетного) резерва драгоценных металлов и драгоценных камней;
8) содержащей тексты нормативных правовых актов, за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты и иные охраняемые законом тайны, а также их проекты;
9) о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты;
10) о контроле за расходованием средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты;
11) о доходах политических государственных служащих и лиц, исполняющих управленческие функции в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов, в том числе в национальных управляющих холдингах, национальных холдингах, национальных компаниях, национальных институтах развития, акционером которых является государство, их дочерних организациях, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат им, а также юридических лицах, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежит указанным дочерним организациям;
12) о фактах нарушения законности обладателями информации, их должностными лицами.
В свою очередь, в законопроекте также указано, что «право на доступ к информации может быть ограничено только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения».