"Девятый вал" повышений тарифа

В 2 раза намерены увеличить тариф на производство тепловой энергии ТЭЦ -1 АО «Алюминий Казахстана». Заявку о повышении тарифа с 800,58 тенге за гигакалорию до 1720,01 тенге к 2020 году ТЭЦ-1 подало еще в марте этого года, пишет "Новое время".

Спустя три месяца антимонопольщики провели публичные слушания. О данном мероприятии, как и многие павлодарцы, попавшие на слушания на последних минутах, мы узнали случайно. Организаторы не сомневались, что настоящий «слушателей» придет мало. И не просчитались, поскольку добрую половину слушателей, составили сотрудники «Алюминий Казахстана».

Попытку тепловиков и антимонопольщиков провести слушания в ключе тихой беседы нарушили выкрики двух активисток из народа. Женщины возмущались кулуарностью слушаний и требовали их отменить. За выкрики спикер - заместитель руководителя департамента КРЕМиЗК по Павлодарской области Каиргали Тулендинов пригрозил вывести из зала, и слушательницы поутихли.

- Зря вы думаете, что ДАРЕМ поддерживает нас, если бы это было так, мы бы не сидели на одном тарифе с 2008 года. Я Каиргали Мансуровича впервые за семь лет увидела здесь (какое счастье!!! - «НВ»). ДАРЕМ на стороне потребителей, защищает их интересы, - зачем-то убеждала общественников директор департамента экономики (ТЭЦ-1 или «АК»? - «НВ») Софья Левитина. - Мы не повышали тариф с 2008 года, на сегодня он составляет 800,58 тенге за Гкал без учета НДС. По нашей заявке средневзвешенный тариф на шесть лет с 2015 по 2020 годы составит 1509,54 тенге за гигакалорию. Учитываются только наши фактические затраты. На сегодня убытки за весь этот период составили 1,4 миллиарда тенге, в среднем по 200 миллионов тенге в год предприятие теряет. Когда-то алюминиевый завод имел возможность дотировать поставки тепла, но на сегодня цены на металл снижаются. Мы все понимаем, но каждый несет свою ношу, мы показываем только фактические затраты. Мы даже снижаем, потому что себестоимость нашего тарифа выше того, что заявляем. Мы проводим мероприятия по снижению затрат, чтобы не перекладывать их на потребителя. Но ТЭЦ — комбинированная, она вырабатывает тепло и электроэнергию, и важен режим станции, как она работает. Мы стараемся наладить работу так, чтобы на тепло затрат ложилось меньше. Но у нас снижается объем, то есть наши потребители - Павлодарэнергосбыт и Павлодарские тепловые сети направили нам новый проект договора со снижением объема. Объем снижается, затраты остаются, идет рост тарифа, - заявила С. Левитина.

Интернет нам в помощь: «Экономичный режим работы ТЭЦ – тепловой, с минимальной подачей пара в конденсатор. При снижении потребления отборного пара ТЭЦ вынуждена для выполнения задания по выработке электрической энергии увеличивать подачу пара в конденсатор, что ведет за собой увеличение себестоимости вырабатываемой электроэнергии. Такая неравномерная работа приводит к увеличению удельных расходов топлива, и соответственно, к удорожанию производства. В случае полной загрузки ТЭЦ по выработке электрической энергии и низкого потребления отборного пара ТЭЦ вынуждена производить сброс избытка пара в атмосферу, что также увеличивает себестоимость электроэнергии и тепловой энергии».

На наш дилетантский взгляд получается так: Павлодарэнергосбыт, а правильнее — Павлодарэнерго (владелец ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3) отказывается от части поставляемой ТЭЦ-1 тепловой энергии (достаточно дешевой), которую та все равно продолжает производить, но уже не отдает в городские магистрали, а фактически выбрасывает, тем самым удорожая собственное производство тепла.

Говорить о снижении потребности в тепле в растущем жилом фонде города и на рекламируемых новых производствах как-то странно, надо полагать, что ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, «покроют» объем тепла, не взятый у ТЭЦ-1, и тем самым снизят себестоимость своего производства тепловой энергии.

Поэтому интересно будет послушать, чем замотивирует повышение себестоимости тепла Павлодарэнерго.

Но вернемся к слушаниям.

- Убирайте посредников, торгуйте напрямую и снижайте свои затраты, - кричали с мест назвавшиеся представителями народа Вера Тихомирова и Татьяна Шлычкова. - Ввели обезличенные квитанции, договора свои не показываете…

- Я не знаю ничего о единых квитанциях, мне они тоже как потребителю интересны, мы не можем продавать тепло вам напрямую, все эти вопросы не к нам, - отбивалась Левитина.

Но возмущение слушательниц не утихало. Во многом благодаря тому, что ДАРЕМ, как отметил участник экспертного совета Гутник, в очередной раз не посчитал должным заранее ознакомить потребителей с проектом повышения тарифа.

- До каких пор мы будем умолять вас опубликовать за две недели до слушаний полный расклад - сколько денег идет на амортизацию, какую прибыль получаете, почему повышаете тариф? В каких СМИ было объявление о слушаниях? Алюминиевому заводу должно быть стыдно, можно было оплатить и разместить информацию о проведении публичных слушаний в местных газетах, в центральных. Вопросы ведь одни и те же из года в год, сейчас вы нам «лапшу вешаете», говорите «а мы ничего не знаем, вопросы не к нам». А у кого мы должны спрашивать? Мы не видим ваши писульки, не понимаем, о чем вы говорите, потому что не подготовлены. Если бы у нас была такая возможность, люди бы подготовились и разговор бы вели по существу, не превращая в базар, - сказал эксперт Гутник.

Завышенными считает аппетиты тепловиков участник экспертного совета Владислав Окишев:

- Тариф заявляется на шесть лет, в первый год он будет увеличен на 68,9 процента по сравнению с действующим и к 2020 году рост до 121,23, то есть более чем в два раза. Заявления тепловиков о том, что они в течение семи лет не повышали тариф, ничего не объясняют. На заседании экспертного совета представители предприятия говорили, что неоднократно пытались выйти, собирали пакет документы, но им отказывали. Считаю, что ссылаться на то, что течение семи лет они в силу своих ошибок не смогли своевременно увеличивать тариф, нельзя. Называются три базовых причины - увеличение прибыли по сравнению с действующим тарифом в первый год в семь раз, в 2020 году – более чем в четыре раза, увеличение амортизации в первый год более чем в 4 раза и к 2020 году более чем в пять раз. Вот такая динамика роста амортизации и доходов повлияли на скачкообразный рост тарифов. И третья причина - это снижение объема реализации на 36,6 процента. Инвестпрограммой закладывается получение более 3 млрд. за шесть лет. К сожалению, я пока не видел, какие пункты, мероприятия туда включены, мне сказали, что все документы будут предоставлены. В процессе обсуждения на заседании экспертного совета я в письменном виде поставил все вот эти вопросы, связанные по моему мнению с необоснованным повышением тарифа и в том числе по инвестпрограмме, - сказал Окишев.

- Если вашу заявку не утвердят, как жить будете? – вопрос из зала к представителям «АК».

- Мы не говорим о критическом положении предприятия, будем стараться находить механизмы, может, кредиты будем брать, мы уже их берем. Понятно, что будем выживать. Никто не говорит, что тепло остановят, мы монополисты и обязаны обеспечивать потребителей, и мы всегда идем навстречу. Но мы не можем не заявлять о повышении, это наши реальные затраты. Проверяйте. Нам скрывать нечего, - парировала Левитина.

- Сегодня мы обсудили проект повышения тарифа ТЭЦ-1 АО «Алюминий Казахстана», - попытался подвести итог слушаниям Каиргали Тулендинов, но слушательницы его перебили:

- Обсуждения как такого не было, здесь даже одного процента павлодарцев нет. Вы о чем говорите? – вопрошали Тихомирова и Шлычкова.

- В связи с изменением законодательства в мае текущего года, все инвестпрограммы субъектов естественных монополий публикуются на сайтах либо монополиста, либо нашего комитета, и о ходе их исполнения субъект также будет отчитываться каждые полгода и этот отчет будет публиковаться на наших сайтах, - проинформировал Тулендинов.

Последовавший вопрос эксперта Гутника оказался не в бровь, а в глаз:

- А почему вы не говорите, что инвестпрограмма уже утверждена антимонопольным комитетом и отправлена на рассмотрение в республику? И там особо разбираться не будут в ее обоснованности, потому что здесь ее уже утвердили.

Ответа от К. Тулендинова не последовало. Как выяснилось в конце слушаний, аналогичные заявки на повышения тарифов поступили от ТЭЦ -2 и ТЭЦ-3. И это только цены на производство тепла. Какими будут тарифы для потребителей, когда каждый из посредников накрутит свои проценты прибыли и амортизационные затраты, страшно даже представить.  

Поделиться
+1