Новогодний облом для телезрителей

В новогоднюю ночь казахстанские телезрители кабельного телевидения могут оказаться без российских и других иностранных каналов. С боем курантов изображение с телеэкранов может исчезнуть, потому что с 1 января 2016 года вступит в силу новый Закон «О телерадиовещании», запрещающий кабельным операторам транслировать рекламу на иностранных каналах. Возможные последствия этого Закона мы обсудили с Сергеем Власенко, ведущим медиа-юристом, директором Центра поддержки СМИ Национальной Ассоциации Телерадиовещателей Казахстана, который на прошлой неделе провёл семинар по рекламе для павлодарских журналистов.

- Эта норма уже принята, и она вступает в действие с 1 января 2016 года. Но она остаётся во многом непонятной, - говорит Сергей Власенко. - Почему-то законодатели решили возложить ответственность за то, чтобы на иностранных телеканалах не было рекламы на территории Республики, - на операторов телерадиовещания. То есть наши отечественные кабельные операторы должны будут убирать всю эту рекламу с иностранных каналов. Возникает вопрос, как они это будут делать? Откуда они будут брать технику, которая позволяла бы это всё осуществлять? И что произойдёт с рекламой, которую уберут с иностранных каналов? Ведь на иностранных каналах размещается реклама и наших казахстанских товаропроизводителей.

- Сергей Яковлевич, насколько велика вероятность того, что кабельщикам во исполнение Закона придётся отключить иностранные каналы?

- Такая ситуация не исключается. Потому что уже сегодня кабельщики говорят: для того, чтобы они могли реально соблюдать эту норму Закона, им нужно около полугода, чтобы закупить и установить оборудование. Поэтому не исключается, что 1 января они просто отключат иностранные каналы, которые ретранслируют. Но дело в том, что нужно подготовить и население к тому, какой сюрприз их может ждать 1 января. Потому что новогодние праздники для многих достаточно серьёзно могут быть подпорчены. Как только часы пробьют полночь, отечественные операторы должны отключить иностранные каналы, если не смогут перекрыть рекламу.

- Может в итоге произойти такое, что весь казахстанский рынок кабельного телевидения захватит одна компания, у которой найдутся деньги на техническое оснащение?

- Да, это вполне вероятно. На рынке кабельного телевидения в Казахстане может остаться один оператор, он может оказаться в качестве монополиста и диктовать условия, которые будут выгодны только для него. В конечном счёте, люди могут просто уйти в интернет и там искать информацию и фильмы, которые им нравятся. Или поставят «тарелку».

Практическую сторону исполнения нового законодательства прокомментировал Игорь Коновалов продюсер медиагруппы «D-Art», который более 10 лет занимается рекламными проектами, в том числе и на кабельном телевидении:

- Кабельные сети, конечно, имеют опыт перекрытия своими блоками рекламы на иностранных каналах. Но, во-первых, таких каналов для врезки очень мало, так как выбираются самые популярные. Во-вторых, оборудование для врезок недёшево и технологически требует ручного управления, а значит, дополнительных кадровых ресурсов. В контексте размещения местной рекламы исключительно на ликвидных, популярных каналах, эти затраты окупаемы. Во всех остальных случаях кабельщикам либо придется повышать стоимость своих услуг, либо, простите, идти по миру... В Павлодаре не осталось независимых кабельщиков. «G-Media» выкуплено «Казахтелекомом», «Алма ТВ» - общеказахстанская франшиза. Такое впечатление, что этот закон придумали не ради потопления неугодных конкурентов, а ради подрыва отрасли кабельного ТВ вообще, - высказал свое мнение Игорь Коновалов.

Поделиться
+1