Из-за них завис на грани срыва проект республиканского значения: реконструкция участка дороги Кызылорда – Жезказган – Павлодар - граница РФ, передает Ratel.kz
То, что в Казахстане практически за каждым рейдерским захватом обязательно стоят либо действующие высокопоставленные государственные чиновники, либо бывшие, либо их родственники, – это уже давно всем известно.
Более того, западное определения рейдерства вроде:«приобретение акционерной компании без согласия ее акционеров, путем агрессивной скупки акций у миноритарных акционеров» -вряд ли применимо к нашей ситуации. У нас в стране никакие принятые в мире правила не действуют: всё происходит с позиции грубой силы, при полной безнаказанности и попустительстве государства. Акции акционерного общества или долю собственности в товариществе с ограниченной ответственностью здесь попросту отбирают, не особенно заморачиваясь последствиями. А они зачастую бьют не только по владельцам, у которых отобрали их собственность, но и по интересам страны и людей.
Мы уже писали о скандальной ситуации вокруг крупной дорожно-строительной компании ТОО «Автодорсервис» (см. «Под крышей клана своего»), которая приглянулась семейному клану экс-министра государственных доходов и финансов Казахстана, бывшего председателя правления АО «Инвестиционный фонд Казахстана», а ныне фермера-винодела Зейнуллы Какимжанова.
Напомню, что изначально дорожно-строительная компания принадлежала профессиональному строителю автомагистралей Виталию Процентову, но постепенно, к 2012 году, 51% акций оказался в руках у Ильхалида Какимжанова, двадцатилетнего сына бывшего высокопоставленного чиновника.
Конфликт между партнерами возник из-за того, что, будучи генеральным директором «Автодоросервиса», Виталий Процентов получил подряд на реконструкцию в Павлодарской области участка дороги Кызылорда – Жезказган – Павлодар - граница Российской Федерации. Заказчиком выступила национальная компания «КазАвтоЖол». Стоимость проекта исчислялась почти 17 миллиардами тенге, выделяемых по госпрограмме «Нурлы жол». Семейный клан Какимжанова потребовал, чтобы ТОО «Автодорсервис», как главный подрядчик, заключило субподрядный договор на укладку бетона с компанией «К-ДорСтрой», аффилированной с их семьей. Однако эта компания уже была плотно задействована на строительстве другой автомагистрали и не смогла бы выполнить госзаказ в срок.
Виталий Процентов пошел на то, чтобы взять в субподрядчики постороннюю компанию, и в результате в отношениях между компаньонами пробежала черная кошка. Нарушив положения, прописанные в учредительных документах товарищества, Ильхалид Какимжанов назначил на должность генерального директора вместо Виталия Процентова своего человека. Того, вопреки законодательству РК, зарегистрировали в госорганах в качестве первого руководителя строительной компании. И печать – по сути, поддельную – тоже зарегистрировали. Само собой, между вчерашними добрыми компаньонами пошли тяжбы, взаимные упреки, заявления в правоохранительные органы…
А тем временем завис на грани срыва проект республиканского значения: реконструкция участка дороги Кызылорда – Жезказган – Павлодар - граница РФ. И государственные деньги, которые уже были перечислены на счета компании ТОО «Автодоросервис», тоже зависли. Дело в том, что новый генеральный директор компании Дмитрий Гусев, являясь ставленником семейного клана Зейнуллы Какимжанова, заблокировал счета предприятия. В результате компания оказалась не в состоянии приобретать необходимые для строительства дороги материалы, рассчитываться с субподрядчиками, выплачивать зарплату рабочим – а это, между прочим, более 400 сотрудников.
Последнее обстоятельство не есть хорошо: рабочему классу свойственно бурно выражать свое недовольство. Не говоря уже о том, что реконструкция автомагистрали, которая до всех этих событий велась усиленными темпами, теперь попросту встала!
Между прочим, работы над проектом, начавшиеся в ноябре 2014 года, должны были завершиться уже к марту 2017-го. Но после предпринятой в апреле-июне 2016 года попытки захвата контроля над предприятием «Автодоросервис» семьей Зейнуллы Какимжанова есть все шансы не уложиться в сроки, отведенные государством на строительство автодороги.
Нацкомпания «КазАвтоЖол», понимая, что работы по реконструкции автомагистрали не ведутся, а уже вложенные деньги могут вылететь в трубу, попыталась сделать возврат с банковских счетов ТОО «Автодорсервис» суммы, равной примерно миллиарду тенге, как ошибочно перечисленной. Однако банк RBK, в котором обслуживалось строительное предприятие, ставшее предметом спора, не торопится это делать. А чего ж не «покрутить» лежащие мертвым грузом на банковских счетах частного ТОО государственные деньги, пока партнеры выясняют отношения?
К слову, только за последние несколько дней - из-за резкого изменения курса доллара к тенге и благодаря действиям семейного клана Зейнуллы Халидолловича - государственные деньги, заблокированные на счетах ТОО «Автодорсервис», обесценились примерно на 114 тысяч долларов. Но кого это волнует, когда во главу угла ставятся не государственные интересы, а амбиции такой известной фамилии, как Какимжановы?