В области начинается обработка поймы Иртыша против личинок комаров и мошки. Жителям области обещают беспрецедентную по масштабам и стоимости борьбу с кровососущими насекомыми. На приобретение одних лишь химических препаратов бюджет уже потратил без малого полмиллиарда тенге. Однако та легкость, с которой чиновники швыряют огромные средства на дезинсекцию, наводит на мысль о том, что конечной ее целью является не комфорт людей, а освоение денег. Чем дороже – тем лучше.
Мы за ценой не постоим
Расходы на войну с комарьем и гнусом в регионе растут стремительно. Если в 2009 году на эти цели потратили, по данным СМИ, 17 млн тенге, то в 2016 году - уже 170 млн. Мало найдется бюджетных программ с подобным ростом сметы. Правда эффективность дезинсекционных работ вот уже несколько лет в буквальном смысле нулевая – прошлое лето вообще было испорчено комарами и гнусом.
В связи с ростом недовольства жителей, а также предстоящей международной выставкой ЭКСПО аким области объявил беспощадную войну кровососущим насекомым и пообещал в 2017 году провести обработку инсектицидами поймы Иртыша по всей территории области (прежде подобные работ проводились только в городах). Соответственно возросли масштабы работ и объемы используемых химпрепаратов. Но чиновник денег решили не жалеть и выделили на региональную дезинсекцию 595 млн тенге, которые разыграли по нескольким лотам. Самый крупный лот – закуп биологического препарата (инсектицида) на основе бактерий Bacillus thuringiensis var.israelensis против личинок комаров и мошек. Его выиграла фирма «Биофарм KZ», которая традиционно участвует в подобных тендерах. В начале апреля в новостях появились сообщения о поставке в область препарата бактицид произведенного бердским производственным объединением «Сиббиофарм».
Огромная партия препарата была разлита по десятилитровым канистрам и упакована в картонные коробки. Всего по условиям контракта было поставлено 157 400 литров бактицида в виде 30-процентного водного раствора (суспензии) за 351,3 млн тенге. То есть по 2237 тенге за литр препарата. В интернет-форумах комментаторы обратили внимание на то, что в обычных российских магазинах бактицид в сухом виде (концентрат в гранулах) продается по более низким ценам. В социальных сетях сразу же стали раздаваться неудобные вопросы и нехорошие подозрения.
Купил за тысячу, продал – за две?
Суть их в следующем. В магазинах Питера, Москвы, Омска и прочих российских городов бактицид продается в 10 килограммовых мешках по 5 тысяч рублей. Это в среднем. Встречается и дешевле – по 4500 и по 4 200. Препарат этот пользуется большим спросом (в том числе у дачников и жилищных товариществ) благодаря простоте применения – сухой концентрат разводят в обычной воде и обрабатывают места скопления кровососущих насекомых. То есть, для приготовления одного литра 30-процентного раствора надо 300 граммов концентрата. Естественно, при оптовых закупках у производителя мы получаем совсем другие расценки.
В отделе продаж ПО «Сиббиофарм» мне согласились продать бактицид по 320 рублей за килограмм, но когда узнали, что их продукцией интересуются потенциальный покупатель из Казахстана, то цену сразу же подняли до 400-500 рублей за кг. Как выяснилось, конечная цена для меня будет определяться официальным дистрибьютором, которым в Казахстане является та самая фирма «Биофарм KZ». По договору бердский завод не имеет права продавать в нашу страну свою продукцию в обход партнера. То есть по логике для эксклюзивного дистрибьютора цена у завода-производителя должна быть максимально выгодной и это скорее всего 320 рублей.
Еще один нюанс – при экспортных поставках завод в Бердске не платит НДС, что опять же самым благоприятным образом сказывается на кошельке дистрибьютора. В Казахстане поставщики работающие по госзаказу, насколько мне известно, НДС тоже не платят – на конкурсы госорганы выставляют цены товаров и услуг без налога на добавленную стоимость и в случае, если победивший поставщик является плательщиком НДС, то заказчик его оплачивает за свой счет используя другие спецификации.
Таким образом, с помощью простых математических расчетов получаем вполне понятную смету расходов. Если 1 кг концентрата (его хватает для производства 3,3 литра 30-процентной суспензии) стоит 320 рублей, то при текущем валютном курсе (5,6 тенге за 1 рубль) соответственно литр готового продукта получается по цене в 543 тенге. Сюда следует прибавить 40 тенге на пластиковую тару (вся партия суспензии была разлита в10 литровые канистры, которые стоят мелким оптом по 390-400 тенге), плюс еще 50, или даже 100 тенге на пломбу из фольги. И на весь груз накидываем 3,5 миллиона на транспортные расходы (такую цену мне назвали на сайте крупного транспортного агентства для перевозки 160 тонн груза из Бердска в Павлодар). Ну пусть будет все 4 млн тенге. Это еще 25 тенге на 1 литр.
Итого мы по самым приблизительным подсчетам с щедрым округлением в большую сторону получаем около 700 тенге за 1 литр водной суспензии. Тогда как управление энергетики и ЖКХ заплатило за нее ТОО «Биофарм KZ» 2237 тенге/л. Коммерческая маржа получается просто запредельной. Даже если бы бактицид покупали не у завода-производителя, а в розничном магазине по максимальной рыночной цене 500 руб/кг, мы получили бы примерно 1000 тенге за литр готового продукта. Все равно, очень выгодный бизнес получается: купили химпрепарат в Бердске по 1 тысяче за литр, а в Павлодаре продали акимату уже по 2 с лишним тысячи.
Тонкости коммерции
Что бы ни говорили в соцсетях («опять распил», «опять коррупция») и что бы ни думали наши читатели, директор ТОО «Биофарм KZ» Талгат Умирбеков уверяет, что у него все честно и по закону. Его фирма принимает участие в тендерах по поставку бактицида шесть ли семь лет, работает честно и добросовестно.
В прежние годы, по словам предпринимателя, они закупали в Бердске сухой концентрат и разводили его до нужной консистенции уже на месте. В этот же раз в связи с увеличением объема работ заказчик не захотел рисковать и предпочел сразу закупить готовую к употреблению суспензию – чтобы быть уверенным в том, что инсектицид будет готов в необходимом объеме (157 400 литров), к нужному сроку и должного качества (то есть как положено 30 процентным). Отсюда и удорожание готового продукта - правда цена, по словам Талгата Умирбекова, изменилась незначительно. Особой разницы между затратами на производство суспензии из бердского концентрата в Павлодаре и приобретением уже готового раствора он не видит.
- Взял я в жидком или в сухом виде препарат, это уже моя коммерция. Даже если я в сухом виде беру, чтобы здесь развести, то мне надо производительность труда, вода нужна, причем не из Иртыша, а дистиллированная, тара нужна, рабочая сила нужна. Если это все посчитать, то оно на то и выйдет, - пояснил директор ТОО «Биофарм KZ». Более того, мы составляли смету перед этим и поняли, что лучше на логистику потратится и привезти уже готовую суспензию с завода, чем все это здесь производить. И вообще закон о госзакупках никому не запрещает участвовать в конкурсах. Любой желающий мог принять участие в этом тендере.
Звучащие в интернете подозрения в распиле бюджетных средств с помощью неоправданно завышенной цены химического препарата Талгата Умирбекова явно раздражают. И в свое оправдание заявляет, что он предложил на конкурсе цену ниже той, что была установлена заказчиком. Управление энергетики и ЖКХ выставило заявку на приобретение инсектицида по 2500 тенге за литр, а он предложил поставить его за 2237 тенге. Так что какие могут быть к нему вопросы? Все честно и все по закону.
Правда, есть одно но. Конкурса как такого не было. Он не состоялся по причине несоответствия требованиям двух из трех потенциальных участников, поэтому был отменен. А так как сроки исполнения заказа поджимали – дезинсекцию надо было начинать в апреле – управление энергетики и ЖКХ организовало закуп из одного источника. Закон о государственных закупках это разрешает. Таким образом, эксклюзивный поставщик бактицида в Казахстан ТОО «Биофарм KZ» был вне конкуренции и мог предлагать любую цену
Все по-честному
В управлении энергетики и ЖКХ историю с бактицидом комментируют весьма спокойно. Мол, все у них как надо, без коррупции и переплаты. Суспензию решили закупить, чтобы не возиться с концентратом и успеть к сроку. Проект дезинсекционных работ имеет научное обоснование, а смета расходов прошла утверждение в министерстве национальной экономики. То, что конкурс не состоялся из-за несоответствия требованиям двух потенциальных поставщиков – это ничего, бывает. Подозрения в том, что сам тендер просто фикция и изначально был составлен под одного конкретного поставщика (эксклюзивного дистрибьютора) – безосновательны.
- Мы очень хотели, чтобы были и другие поставщики, даже призывали всех, пожалуйста, принимайте участие в наших госзакупках. Но заявки подали всего три участника, двое из которых были отсеяны электронным порталом госзакупок. Так что мы к этому не имеем никакого отношения, - поделился подробностями тендера замначальника управления энергетики и ЖКХ Багустар Бегентаев.
Как выясняется, конкуренты ТОО «Биофарм KZ» не были допущены к участию в тендере по пустяковым причинам – у одного отсутствовал специализированный склад в Павлодаре, у другого не был должным образом оформлен автотранспорт. Интересуюсь у Багустара Бегентаева: почему при составлении конкурсной заявки на приобретение инсектицида управление предложило цену в 2500 тенге за литр, когда тот же бактицид в розничной сети в России стоит в разы дешевле. В ответ слышу, что чиновники ведомства при составлении заявки вместо анализа цен заводов производителей решили ориентироваться на средние закупочные цены прежних администраторов программы (в прошлом и позапрошлом году тендер на дезинсекционные работы проводил отдел ЖКХ акимата города Павлодара). То есть почем бактицид покупали в прошлом и позапрошлом году, по той же цене решили закупать его и в этот раз. После такого ответа мне как-то совсем не по себе стало. Потому что в прошлом году бактицид в новосибирских магазинах стоил еще меньше - от 200 до 300 рублей за килограмм. Получается, что прибыль у поставщика инсектицида была еще выше.
В завершении отмечу еще одну любопытную деталь, характеризующую проводимые управлением энергетики и ЖКХ госзакупки. Второй контракт - по приобретению 9700 литров инсектицидного препарата для обработки мелководий, открытых мест и подвалов от личинок комаров – ведомство тоже отдало без конкурса, проведя закуп из одного источника. Ситуация схожая с закупкой бактицида один в один - первоначально был с десяток потенциальных участников, но все они отсеялись.
В итоге контракт почти на 104 млн тенге достался алматинскому ТОО «BB trade». Здесь уже цена за 1 литр более 10 тысяч тенге. Какая здесь маржа достанется поставщику можно только догадываться. То, что фирма эта, судя по информации из интернета, занимается оптовой торговлей и ремонтом автомобилей, никакой роли не играет. Какая разница, чем торговать, главное чтобы бизнесу было хорошо. И в этом плане госзакупки – самый лучший бизнес из всех возможных.