Новый мост строят в 40 метрах от действующего, прослужившего более 60 лет. Однако после корректировки стоимость проекта выросла с 39 до 71 миллиарда тенге. Откуда возникла такая разница в цифрах, и в чем уникальность нового моста, рассказали в «Казавтожоле», передает Павлодар-онлайн.
Таких мостов в Казахстане еще нет, но есть в Европе и России. Павлодарский мост будет экстрадозным с вантовой системой.
- Если старый мост у нас сталежелезобетонный и двухполосный, новый мост будет четырехполосным, первой категории. Это экстрадозный мост - по типу вантовых мостов, просто с более короткими пилонами и там по-другому распределяется нагрузка. Если вантовые мосты только за счет вантовых систем на тросах держат пролетное строение, то здесь большая часть нагрузки распределяется на опорные части. Высота пилонов на новом мосту будет достигать 20 метров, - рассказал заместитель директора филиала АО НК Казавтожол» Алексей Логвиненко.
При этом износ старого моста превышает 50%, что выяснилось еще в 2017 году. Тогда планировалось просто капитально отремонтировать сооружение, но специалисты установили, что состояние моста и опор, находящихся в воде, оставляет желать лучшего.
Да, мост до сих пор используется. Но по нему нельзя проезжать грузовому транспорту, и специалисты каждый год мониторят состояние конструкций.
- В 2017 году после проведенных обследований, было принято решение закрыть движение для грузового транспорта в связи с состоянием моста. У нас даже стоял вопрос по закрытию движения для больших автобусов, которые ходят в поселок Атамекен (Ленинский). Хотели поменять класс подвижного состава на автобусы поменьше, чтобы снизить нагрузку на мостовое сооружение. Пока такого решения нет, - уточнил Алексей Логвиненко. - Все это время эксплуатирующая организация поддерживает мост в работоспособном состоянии, чтобы обеспечить безопасное движение автомобилей. Состояние сооружения постоянно мониторится.
К проектированию нового моста приступили в 2019 году. В 2020 году определились с типом конструкций, экспертиза была получена в 2021 году.
- Строительством нового моста через Иртыш занимается компания ТОО «Казахдорстрой». Стоимость проекта составляет 71,4 миллиарда тенге, финансируется проект из республиканского бюджета. Общая длина ремонтируемого участка – 2,7 километра, включая длину самого моста – 690,7 метра, - уточнили в «Казавтожоле».
Проект сильно подорожал после корректировки, о которой просил подрядчик. Чтобы уменьшить стоимость предлагали уменьшить ширину – с четырех до двух полос, но от этого варианта отказались.
Повышение цены обосновали удорожанием материалов, также не были учтены некоторые виды работ. По словам Алексея Логвиненко, деньги на работу плавсредств, вроде тех же барж, невозможно было добавить изначально, потому что в нормативной базе не был прописан этот вид работ.
- Организация могла начать строить за те деньги, а потом мы получили бы долгострой, - уточнил Алексей Логвиненко. - Сейчас мы постоянно используем плавсредства, они необходимы для подвоза материала и других работ. Также во время корректировки говорили о том, что ширину пролетного строения, ширину проезжей части и высоту уменьшат. Такие варианты предлагались в целях экономии, но все оставили, как было первоначально. Вся конструкция осталась в точности, как была запроектирована. Будет четыре полосы движения, по две - в каждом направлении.
Ответил Алексей Логвиненко и на вопрос, почему новый мост такой низкий. Фото строительства уже появились в Сети и вызвали у павлодарцев массу недоумения.
- Это временные технологически мосты, не более. Высота нового моста оставит 15 метров, на 5 метров выше существующего. А что касается технологического моста, он возведен, чтобы подрядчику было проще производить работы, - рассказал Алексей Логвиненко. - Сейчас площадку вокруг промежуточных опор расширяют, чтобы 2-3 единицы техники могли спокойно разъехаться на этой платформе.
Уже завершены работы по устройству береговых опор - первой и шестой. Для этого установлено 160 буронабивных свай диаметром 1,5 метра и длиной 30 метров. Все это невидимая часть опор будущего моста, которая находится под землей.
В следующем году здесь начнут возводить пролетные строения. При этом новый мост технологически сложнее, чем, например, арочный мост «Нурлы жол» на Аксу.
- На объекте постоянно находится служба технадзора и контролирует ход работ. Сейчас на объекте работают более 190 человек, - уточнил Алексей Логвиненко.
Что касается действующего моста, в начале года глава региона предлагал со временем превратить его в одну из городских достопримечательностей. Не сносить, а оставить для велосипедистов и пешеходов. Однако сейчас в проекте прописан демонтаж конструкций.
- На сегодняшний день вопрос по демонтажу открыт. Вообще, его нецелесообразно оставлять. Новый мост у нас относится ко второму классу водного пути: высота от нижней части пролетного строения до глади воды - 15 метров, ширина судоходного пролета между опорами - 150 метров. Высота старого моста, который стоит перед ним – 10 метров. Кроме того, опоры существующего моста не попадают в створ опор нового моста. То есть это дополнительные препятствия для движения судов. Плюс необходимо проводить ремонтные работы, а это затратно. Еще одна проблема – подходы к существующему мосту будут обрезаны, появится насыпь высотой пять метров. Чтобы к этой пешеходной зоне обеспечить доступ, нужно будет делать лестницы. С велосипедистами – еще сложнее, - перечислил Алексей Логвиненко. – И все-таки четкого решения пока нет, хотя проектом демонтаж предусмотрен. Окончательное решение будет принимать руководство области или профильное министерство.
Согласно проекту, строительство нового моста завершат в 2026 году, демонтаж старого запланирован на 2027 год и займет 14 месяцев.
Учитывая то, что ради строительства пришлось пожертвовать частью зеленых насаждений, предусмотрены компенсационные посадки. Деревья вырубили только после того, как земельные участки площадью 9,87 гектара из категории земель лесного фонда перевели в категорию земель промышленности, транспорта и связи.
- В период разработки ПСД и по согласованию с местными исполнительными органами были определены места компенсационной посадки на участке автодороги на Омск, это Граница Российской Федерации – Майкапшагай у села Павлодарское, а также – у дороги Мичурино-Умит-Апа (Березовка) Павлодарского района. Мероприятия по компенсационной посадке деревьев на отведенных участках планируется произвести в 2025-2026 годах при выделении средств, - пояснили в «Казавтожоле».