Белое золото – вечное золото
Нефть и газ - то, что сегодня ценится прежде всего – рано или поздно сойдут с пьедестала высших материальных ценностей двух последних веков. Ученые дают пятьдесят, максимум сто лет углеводородным запасам Земли. Люди уже сейчас подыскивают черному золоту замену, изобретая альтернативные энергоисточники. Гораздо дальше «ушли» благородные камни и металлы, которые «шагают» параллельно на протяжении столетий с ней. И были времена, когда она стоила дороже золота, не уступала ему в цене, была причиной войн и далеких экспедиций. Еще бы – никакой слиток не заменит собой куска обычной соли. И так будет всегда.
Разработка соляных месторождений Приирытшья, собственно, стала отправной точкой и истории нашего города – об этом знает каждый павлодарец. В Таволжане и Сольветке выросли и трудились целые поколения профессионалов- соляников. Еще пару взглядов в прошлое – соль наших озер обеспечивает нужды оборонной промышленности в годы Великой отечественной, в мирное время география настолько широка, что павлодарская пищевая фасованная соль пользуется спросом и в далеком Владивостоке, и Сибири и крайнем Севере.
Но это действительно – славное прошлое, в котором безумная гонка за прибылью, едва не поставила жирную точку. Не каждый павлодарец знает, что всего два года назад градообразующее предприятие с 85-летней историей - «Павлодарсоль» - должно было исчезнуть с лица земли! Просто потому, что по большому счету экономически благоразумной разработкой месторождений и добычей соли практически не занимались на протяжении более десяти лет – с 1996 года. «Ветшало» оборудование, уходили опытные специалисты. При упоминании такого теплого и родного названия «Павлодарсоль», воображение горожан рисовало соляные комбайны, вышагивающие по прямо по поверхности уникальных озер Большой Таволжан и Большой Калкаман.
Но, «Павлодарсоль» была на грани банкротства уже к 2006 году, несмотря и на тот факт, что это – одно из всего лишь двух казахстанских соляных промышленных предприятий. При наших запасах и таких условиях казалось бы – открыт весь рынок сбыта. Но и сегодня на прилавках магазинов продукция далекого «Арал-туза», не уступают аральцам и российские производители, оккупировавшие торговые точки. А сама «Павлодарсоль» только сейчас медленно, но верно выбирается из экономического провала, о глубине которого известно было единицам.
Потрясенным увиденной картиной оказался и нынешний руководитель предприятия Александр Васильевич Рюмкин, которого пригласили на место директора в самый критический для предприятия период.
Как спасали соль
- Собственно, и руководить было нечем, - говорит сегодня Александр Васильевич. – Я пришел сюда мало что зная о соледобыче. Для меня, наверное, как и для многих других горожан «Павлодарсоль» со стороны казалась неким островком стабильности и спокойствия, сущность которых в самой продукции. Соль вечно будет пользоваться спросом, технология добычи относительно проста, так что какие могут быть проблемы?
Однако то, что творилось с предприятием повергло в смятение и нового директора. Полный упадок, запущенность и уровень развития 34-го года – так обрисовал ситуацию Александр Васильевич.
Опытному администратору, а павлодарцы знают Александра Рюмкина по его работе на руководящих постах Экибастуза, Павлодара и области, не понадобилось много времени для выяснения истинного состояния дел на предприятии. Картина складывалась удручающая: активы «Павлодарсоли» «разошлись» по рукам, включая землю и административные помещения, техника полностью устарела или вышла из строя. Протекали крыши не только в цехах, но и в кабинете самого директора. Хуже всего то, что приостановилась производство соли, все, что было добыто ранее, было уже распродано. Только долги по заработной плате достигли 5 миллионов тенге. Немудрено, что настроение жителей сел Таволжан и Сольветка было упадочным – умирающе солепромыслы здесь – едва ли единственное место работы. К тому же, за десятилетия сложилось уникальное в своем роде сообщество соляников, безгранично уважающих белый минерал, и потому тяжело переживавших упадок родного производства.
- Лично я действительно сомневался, что стоит браться за это дело. Но обидно было, что дело, с которого началась история города, так бездарно погибает, - вспоминает, Александр Васильевич. – Вообщем, я решил рискнуть…
Два года грамотного противостояния задолженностям, нерентабельности, потере связи с заказчиками дают свои плоды сейчас. Год назад речь шла о восстановлении каналов рынка сбыта. Сегодня техническая соль уходит по контрактам в Магнитогорск, Барнаул, Искитим. Томск, Бийск, Рубцовск, Новокузнецк и другие города России.
Среди отечественных промышленников в партнерах теперь «Казатомпром», «Казцинк», «ССГПО», «Казахмыс», «Восток-Синтез», «АрселорМиталл», нефтяные компании на западе нашей страны. И так до сотни вагонов в месяц. Наши местные предприятия тоже в числе заказчиков. В перспективе поставки на «Алюминий Казахстана», где будет развернуто производство кальцинированной соды, а также на будущий хлор-щелочной завод «Каустика».
Банкротство, которое казалось неизбежным за несколько месяцев до празднования 85-летнего юбилея «Павлодарсоли», не состоялось. Состоялся праздник – в 2007 году. Широкая общественность не обратила внимание на эту знаменательную дату, но для работников предприятия этот день стал началом новой эпохи. Как символ – фейерверк, устроенный по настоянию директора непосредственно на разработке. И здесь вновь в полную силу забила жизнь.
Сегодня коллектив «Павлодарсоли» - это около двухсот человек. Александр Рюмкин говорит, увольнять в кризисную пору никого не будут. К весне работы прибавится всем – начнется новый сезон соледобычи. И не только.
«Павлодарсоль» впервые и по серьезному встала на рыночные рельсы. Сегодня надо не только выживать, но и зарабатывать, а также распоряжаться финансами с умом. В этом году заработает фасовочная линия.
Появится новая упаковка и, главное, повысится качество самой соли. Кстати, именно в трудный период на предприятии стали задумываться об экономии расходных средств – в том числе электроэнергии и ГСМ.
- Я не говорю, что во времена Союза все было замечательно и хорошо, нет. Тогда привыкли делать все с размахом, особо не заботясь об экономии, уменьшении затрат, - говорит Александр Васильевич. – Эти недостатки по наследству передались и сохранились на нашем предприятии и, главное, в умах людей. Постараемся это изменить.
Также считают и люди, которые работают рядом с ним: директор Калкаманского солепромысла Геннадий Нуруллаев, главный бухгалтер Есен Жаркенов, главный экономист Валентина Осадчая, начальник отдела маркетинга Виталий Штукерт…
Замена устаревших электродвигателей, строительство новой котельной, кстати, несмотря на некоторое сопротивление на солепромыслах, позволило сократить значительно потребление электричества и дизтоплива. Это сыграло роль в том, что в период скачка цен на горюче-смазочные материалы, себестоимость продукции удалось скорректировать. Так что цены на соль не изменялись. Не изменятся они и в ближайшее время – несмотря на произошедшую девальвацию тенге. В отличие от многих производителей продуктов питания.
- А почему мы должны менять цену на уже подготовленную к отгрузке продукцию? – недоумевает Александр Рюмкин. – Да, скачок произошел, он скажется на состоянии дел, но затраты на добытую соль у меня были прежние, так что цены остаются на своих местах.
В чем настоящая соль?
Однако, перспективы «Павлодарсоли» вряд ли будут ограничиваться вагонными поставками технической соли.
- Конечно, это важное направление работы, но если мы хотим расти, завоевывать рынок, зарабатывать, в конце концов – надо смотреть в будущее, - говорит Александр Рюмкин.
А будущее у павлодарской соли, считает директор – за повышением качества пищевой соли. А также освоение новой для «Павлодарсоли» выварочной технологии - вплоть до достижения так называемого уровня «9999». Это соль фармакопейной чистоты, используемая как кровезаменитель. Ее основные потребители – Китай и Япония.
- Конечно, для этого надо много работать, вкладывать средства. Но это направление себя обязательно окупит, - уверен Александр Васильевич.
К тому же, имеется опыт других стран, богатых залежами соли. В Алтайском крае соседней России у озера с романтичным название Малиновое, такое предприятие по выпуску фармацевтической соли работает. И, по словам его представителей, они не испытывают дефицита в заказах, продукция востребована и налаженный экспорт не дал почувствовать экономические потрясения 98-го года и нынешние перипетии. Сам директор, да и коллектив предприятия уверены – «Павлодарсоли» такая задача тоже по плечу. Особенно, если в этом прорыве будет заинтересовано государство и найдется финансирование.
- Тогда мы и будем говорить, - соль не только положила начало истории Павлодара, но и стала ее достойным настоящим, надеюсь и будущим тоже…