КАРАВАН Про ПАРКУР

Наверное, все помнят фильм французского режиссера Люка Бессона “Ямакаси, или Новые самураи” о бравых молодцах, для которых и на небоскреб взобраться не проблема, и сделать тройное сальто над бездной нипочем. Именно с премьеры “Ямакаси” в мире началось повальное увлечение паркуром, который теперь дошел и до нас.
Для начала определимся с терминологией. Паркур – это уникальное смешение легкой атлетики, акробатики, боевых искусств и скалолазания. С французского это слово означает “полоса препятствий”. Ребята, увлеченные паркуром, называют себя не паркуристами, и не паркурщиками, а трейсерами.
Трейсеры настаивают на том, что паркур лишь отчасти имеет отношение к каскадерскому мастерству, а больше напоминает некую спортивную философию. Именно так позиционировал свое изобретение в 1989 году основатель паркура житель французского Лисса Дэвид Бэлль.
Отец и дед Бэлля были пожарными. Так что нетрудно догадаться, откуда у парня возникла идея повторить подвиги своих родственников в более безопасных для жизни условиях. Именно Дэвиду Бэллю принадлежит каноническая фраза, ставшая девизом трейсеров всей планеты: “Нет границ, есть только препятствия”.
– Это прикладная дисциплина, ни в одной стране мира вы не найдете специальных школ, – рассказывает руководитель казахстанской паркур-команды FTF Сергей Головенко. – Общества трейсеров проводят свои мастер-классы и совместные тренировки, но о том, чтобы создать школы, речи не идет.
У нас в стране паркур, или фриран, как его называют англичане, официально появился совсем недавно – в прошлом году. Но только в Алматы уже тренируются несколько команд.
В основе идеи паркура лежит самовыражение, самоопределение, эпатаж и желание узнать, на что ты способен. Многие сравнивают стиль жизни трейсеров с философией ниндзя, которые славились своим умением преодолевать крыши, стены и деревья. Но при всей внешней крутизне паркура этим видом экстрима может заниматься любой.
– Занятия паркуром опасны только для тех, у кого нет опыта, – объясняет Головенко. – У нас в команде, например, никто не позволит новичку выйти на парапет и совершить прыжок. Мы говорим: прежде чем научиться летать, научись приземляться. Азы передвижения каждый должен знать назубок. А для этого нужно хорошенько потренироваться.
С точки зрения пользы для здоровья паркур – неслабое подспорье. Настоящий трейсер обязан быть в хорошей форме, бегать кроссы, делать отжимания, совершать прыжки, соблюдать тренировки для всех групп мышц. А помимо всего прочего заниматься специальной подготовкой, акробатической – на матах и скалолазной – на скалодромах. Иначе без одышки не преодолеешь даже банального забора. Между прочим, все трейсеры за здоровый образ жизни, так что от сигарет и пивка придется отказаться!
В классификации существует три вида экстремальной деятельности трейсеров: собственно паркур (преодоление препятствий, ступеней, парапетов, заборов), билдеринг – индустриальное скалолазание (передвижение по многоэтажным домам и небоскребам) и стрит-станс (трюки, акробатика, сальто на стенках и деревьях).
Для экстремального передвижения по городу характерно отсутствие страховки и выполнение трюков без чьей-либо помощи. Опыт все же показывает, как любят шутить трейсеры, что основным препятствием становятся сердобольные дамы, которые не могут взирать равнодушно на скачущих “хулиганов”, и представители правоохранительных органов, которые норовят поймать неутомимых прыгунов и объяснить, что передвигаться лучше всего по земле пешком.
Спешим успокоить, что трейсеры – исключительно мирные ребята, чаще всего сосредоточенные на себе и выполнении элементов. Ничего общего с ворами-медвежатниками, совершающими ограбления через домовые форточки, они не имеют.
К экипировке особых требований нет. Удобнее всего – майка без рукавов и свободные шорты. А вот подбор обуви – отдельный вопрос. Ее придется менять минимум раз в три месяца.
Подошву следует подбирать из цепкой мягкой резины, без шипов и дополнительной амортизации. Смягчая себе приземление искусственными приспособлениями, вы никогда не научитесь делать это правильно. Идеально для занятий паркуром подходят кеды, однако и у них есть большой минус – очень быстро стирается подошва, новой пары хватает на неделю.
Кроссовки должны идеально фиксироваться на ноге, не жать, но и не болтаться. Если обувь не по размеру, то при выполнении финта это может сыграть роковую роль и травмы не миновать.
Кстати, при контакте ноги с опорой во время прыжка вес спортсмена увеличивается в 6–8 раз! Поэтому самыми уязвимыми местами у трейсеров являются колени, позвоночник, ахиллесово сухожилие и голеностоп. Так что освоение паркура начинается с главного страховочного элемента – кувырка или ролла, он убережет от многих ненужных травм.
У трейсеров есть даже свой профессиональный день. Каждый год 20 июля в Лиссе экстремалы всего мира проводят День паркура. Если вы еще не придумали, чем заняться на каникулах или в отпуске, пакуйте чемоданы – и присоединяйтесь к единомышленникам. Ведь границ нет, есть только препятствия!
Андрей ЛУНИН (фото)
Ссылка на Оригинальную Страницу

Поделиться
+1