За находку получи сгущенку

Уже который год Ерлан Алькебаев, учитель истории школы-лицея № 16, возит детей на археологические раскопки. Никто его не заставляет. Он делает это просто для того, чтобы дети научились бережно относиться к родной земле.

      - Ездить по нашей области с рюкзаком наперевес я начал еще со студенческой скамьи в 1998 году, - рассказывает Ерлан, - нас студентов факультета истории ПГУ имени С.Торайгырова отправляли на практику. В ВУЗе мы изучали историю по книжкам, а здесь, на свободе чувствовали ее руками. Первые поездки я совершал на археологический памятник Шидерты-3. Придя работать в школу, решил показать ребятам насколько это интересно. Так, с середины 2000-х годов в сотрудничестве с археологическим научным центром им. А.Маргулана при ПГУ, который возглавляет Виктор Мерц, я стал вывозить ребят на раскопки. Начали мы работы на стоянке Шидерты-3 - многослойного памятника эпохи мезолита - бронзы. Работали и на могильнике эпохи бронзы Кенжеколь-1, относящийся к андроновской культурно-исторической общности. Последние несколько лет мы с ребятами помогаем студентам вести раскопки на озере Борлы что в Лебяжинском районе. За лето успеваем организовать 6-7 сезонов.

-Расскажите о первых находках ребят.

     - Когда наши дети находят артефакты на всю степь раздаются крики радости и восторга, - смеется Ерлан, - юные археологи находят уникальные предметы, много артефактов, (керамических, каменных, костяных изделий). Среди наиболее значимых находок детей – это бронзовый наконечник с шипом, который использовался во времена саков. Иногда премируем ребят сгущенкой. На природе дети меняются. Я и сам иногда не узнаю в этих любопытных мальчишках и девчонках своих учеников. Работая с землей, видя, как и чем жили наши предки, они расширяют свой кругозор, становятся другими. Последние четыре года я беру с собой дочку. Вижу, как она духовно обогащается.

- Чем еще заняты ребята в археологическом лагере?

   - Наш день расписан по минутам. Вы не поверите, но дети сами встают в шесть утра. Разве до «дуракаваляния», когда впереди тебя ждут важные открытия! До обеда мы все на раскопах. Под контролем взрослых готовится еда. После обеда купаемся, обязательно устраиваем тихий час. Вечернее время отводим под спортивные игры. Чуть позже разбираем то, что раскопали с утра, учим ребят проводить камеральную обработку артефактов. Ну и как же в палаточном лагере обойтись без посиделок у костра. У детей, вырвавшихся из каменных джунглей, глаза горят.

- Во время учебного года ребята наверняка скучают по такому лету?

     - Да, конечно. Постоянно спрашивают: а когда мы вновь поедем на раскопки. Но в моем учебном плане есть и однодневные походы. Мы их совершаем весной и осенью. В основном выезжаем на памятник Шауке что за селом Павлодарское. Правда сейчас там уже нет роскошных песчаных дюн. Чтобы не дать погаснуть интересу и еще больше приобщить ребят к истории, в 2011 году при нашей 16 школе я был открыл археологический центр «Мұрагер». В центре проводится лекционная работа, экскурсии выезжаем в ПГУ им. С. Торайгырова. Получается, что я – историк, занимаюсь педагогической археологией. Но одно другому не мешает, а только дополняет.

     Вот так, просто и незамысловато обыкновенный учитель истории совершает необыкновенные дела. Для своих учеников он и вовсе волшебник. По сути, это так и есть. Ведь благодаря наставнику, ребята получают бесценный опыт и знания.

Поделиться
+1