Наверное, павлодарцы обращали внимание, что иной раз в городе можно увидеть настоящих католических монахинь - в черных одеяниях, подпоясанных веревкой. Но мало кто знает, что эти монахини много лет жили в затворе, и когда закончится строительство их монастыря, они опять затворятся в нем, уже до конца жизни, посвятив всю ее молитве, передает корреспондент газеты "Версия" на сайте "Павлодар-онлайн".
Корреспондент «Версии» побывала в доме, где сейчас живут католические монахини.
Шутка от архиепископа
- Нас четверо монахинь из Польши, и в Казахстане мы уже пятый год, - рассказывает сестра София. - А пригласил нас сюда архиепископ-митрополит Архиепархии Пресвятой Девы Марии в Астане ТомашПэта. Он поляк, как и мы, и было время, когда он работал в нашем городе Быдгоще обычным священником, преподавал Новый завет в католическом институте. Сам он уехал в Казахстан в 1990 году и живет здесь уже 24 года, является гражданином вашей страны.
- Он пригласил вас в наши края только через четверть века после того, как сам тут обосновался?
- Нет, звал и раньше, но мы долго решали, приедем или не приедем, а в 2008 году Католическая Церковь праздновала год Святого Павла, и примерно в это время приехал архиепископ и сказал, что приглашает нас в город Павлодар. Мы подумали: год Святого Павла и Павлодар - это, должно быть, Божье провидение, ведь ничего в жизни не происходит случайно. Взяли и приехали. А архиепископ потом сказал, что он пошутил, - улыбается сестра София. - Значит, когда по-настоящему приглашал, мы не приехали, а когда пошутил, мы приехали. Так получилось.
Кстати, чтобы переехать в Казахстан, монахиням пришлось прервать некоторые свои обеты.
Обет клаузуры
- Мы дали обет затвора, в Быдгоще мы не выходили из монастыря, так что нам, чтобы куда-то поехать, надо было получить разрешение на это от Рима. Почему именно от самого Рима? Потому что каждый монастырь в нашем ордене Святой Клариссы Вечного Поклонения имеет автономию, мы никому не подчиняемся, кроме Папы Римского, - объясняет сестра София. - И мы получили от него разрешение, что пока не построим монастыря, где могли бы нормально жить и молиться, и нас не будет восемь сестер, то у нас нет Папского затвора. Однако мы помним, что в уставе монастыря он есть, и мы стараемся выходить нечасто: на стройку, в город по делам, в магазин. У нас пока никого нет, чтобы ходил по магазинам, кроме нас. Бывает, что принимают какую-то женщину, которая не дает монастырских обетов, а просто живет в монастыре и помогает в этих делах - или одна сестра этим занимается, но она не принимает обета клаузуры (затвора в монастыре - авт.). Но у нас у всех четырех такой обет есть. Последней приняла священные обеты наша самая младшая сестра Цецилия, уже в Казахстане, два года назад.
- Сколько ей сейчас лет?
- 29.
- Значит ли это, что когда ваш монастырь достроят, вы затворитесь в нем и никуда не будете выезжать?
- Это так. Я к этому уже привыкла, до приезда в Казахстан 33 года прожила в монастыре, другая наша сестра прожила в затворе 37 лет. Когда мы сюда ехали, мы знали, что приезжаем на всю жизнь. Смысла ведь нет строить монастырь, чтобы там не жить потом. Раньше приходилось выезжать в Польшу каждые полгода, чтобы продлять регистрацию, но теперь у нас есть вид на жительство, и мы уже можем не выезжать никуда, разве что по неотложным делам.
- Вы не скучаете по родственникам, по родине?
- Бог нас призвал в закрытый орден, мы даже в Польше не ездили к своим родителям. Они приезжали, но тоже редко. Второе наше призвание - построить здесь монастырь, мы долго молились, перед тем как решиться на это. Потом было собрание сестер, и на нем было согласовано, что да, поедем в Павлодар. Все сестры, которые приехали сюда, сделали это по своему желанию, нас нельзя заставить или отправить куда-то против воли. У нас это называется «миссия», и выполняется она только добровольно.
Без перерыва
- Наш монастырь принадлежит к ордену, в котором одна из главных задач - евхаристическое поклонение Святым Дарам, которое не должно прерываться ни днем, ни ночью, - говорит сестра София. - Сестры должны молиться круглые сутки, сменяя друг друга. К сожалению, сейчас это очень трудно выполнить, потому что нас только четыре, а для исполнения непрерывной молитвы надо, чтобы нас было восемь. Пока к нам не приедут еще четыре сестры, мы молимся весь день, в некоторые дни стараемся молиться и ночью, но это тяжело. В нормальных монастырях в Польше молитва не прерывается ни на минуту. Не бывает такого, чтобы ни одной сестры не было в часовне. В какое бы время я ни пришла в часовню в Быдгоще, всегда там были сестры. Мне не хватает этой непрестанной молитвы.
- Значит, к вам должны присоединиться еще четыре сестры. Тоже из Польши?
- Возможно, из Индии. Там находятся 16 монастырей нашего ордена. В Польше и США их восемь, во Франции - два, по одному - в Германии и в Австрии. И сейчас появился монастырь в Казахстане, пока еще маленький, самый младший. Между всеми этими монастырями налажена корреспонденция, и хотя мы говорим на разных языках, везде есть сестра, которая говорит по-английски или по-французски - на языке основателей нашего ордена. Мы все хотим выучить французский язык, чтобы читать труды наших основателей в оригинале.
Распорядок дня
- День у нас начинается в пять или в шесть часов утра, это зависит от работы. В часовне начинается молитва и длится до восьми, - рассказывает сестра София. - Потом - завтрак, потом - чуть-чуть поубираем в монастыре. В девять часов всегда - урок о нашей духовности, о нашей истории. Даже было время, что учили латинский язык. В распорядке также есть духовное чтение - обязательно по полчаса каждый день, еще полчаса занимает медитация - размышления о духовной жизни. Утренняя и вечерняя молитвы длятся почти час, другие - по полчаса: в десять, в полдень, в три часа дня. Бывает, что меняем часы, приходится это делать из-за стройки, но все же стараемся соблюдать график. Вечерня - в пять или в шесть часов вечера, и последняя молитва - перед сном. Спать ложимся обычно в девять вечера, но бывает, что и позже.
Сейчас молимся за мир во всем мире, чтобы не было войны. Молимся за Казахстан и за павлодарцев. По уставу, мы должны молиться за тех людей, которые живут рядом. Если кто-то просит нас помолиться за него или его родственников, друзей, мы тоже это делаем в течение девяти дней.
В свободные часы мы вышиваем все, что надо для церкви, и одна сестра рисует, даже пишет иконы. Когда мы заняты вышиванием, то одновременно включаем аудиокниги на русском языке, слушаем произведения классиков, чтобы говорить без акцента. Когда мы приехали в Казахстан, то почти не знали языка, теперь же мы уже можем разговаривать. Договорились, что через полгода после приезда мы уже будем молиться на русском языке, и хотя поначалу было трудно, теперь мы молимся по-русски достаточно свободно.
- На каком языке вы говорите между собой?
- По-польски, не хотим забывать родной язык, но если бы к нам пришла какая-то девушка, которая не понимала бы польский, то мы бы и между собой говорили по-русски, чтобы она не чувствовала себя чужой.
Стройка
- Мы не хотим, чтобы у нас был очень богатый монастырь, ведь мы давали обеты послушания, целомудрия и бедности. Правда, по внешнему виду строящегося монастыря видно, что он не бедный, но такова традиция: католичество должно привносить определенные архитектурные каноны, в соответствии с уже сложившейся культурой. Мы бы хотели жить в простом доме, но католические церкви - это красивые здания. Приходится нелегко: стройка длится четвертый год, и это сильно отвлекает.
- Вы курируете строительство, насколько я знаю.
- Когда я уходила в монастырь, то меньше всего думала, что моя жизнь будет тесно связана со стройкой и ремонтом, - улыбается сестра София. - Однако уже в монастыре в Польше я 15 лет занималась ремонтом здания, так как оно было достаточно старым. Не знаю, почему меня назначили на эту работу. Может быть, потому что у моей мамы - пять братьев, и все они - инженеры. Может, думали, что я тоже в этом что-то понимаю. Но, конечно, я ничего не знала, приходилось советоваться - звонить, разговаривать по скайпу. Это чуть-чуть тяжело для монашеской жизни. Хотелось бы чувствовать себя монахиней, для меня это главное. Не хотелось бы стать прорабом, - с улыбкой продолжает сестра София. - Всегда думала, что в монастыре будет больше времени на книги. Я сама начала писать книгу, еще занимаюсь историей ордена, хочу перевести книгу о нашей основательнице на русский язык. Также я заканчиваю католический университет в Польше, сейчас я учусь на последнем курсе по специальности «Догматика». Мне нужно готовиться к экзамену и писать работу, пока она написана только наполовину.
Без телевизора, но с Интернетом
- Скажите, как вы узнаете новости?
- Телевизора у нас нет, - сразу говорит сестра София. - Это бы нас отвлекало. Мы приехали выполнить миссию, и она заключается не в том, чтобы смотреть телевизор. Этим мы могли бы заниматься и дома. Наша же миссия - молиться. Сколько сможем, мы молимся, а новости всегда скажет священник, если нужно. Но у нас есть компьютер, он подключен к Интернету, чтобы мы могли переписываться с другими монастырями в нашем ордене. Нечасто, но общаемся по скайпу с родственниками: где-то раз в полгода, по праздникам. Нам не много новостей надо. Главная новость сейчас - это война на Украине, это страшно. Мы бы хотели, чтобы в Казахстане был мир, молимся об этом.
Вот чего мне никогда не понять...
Одной из монахинь, которые будут доживать затворницами, 29 лет. Если бы я была верующей, но без напрочь отключенной логики при этом, я бы сочла грехом зря растратить богом данную жизнь.
Jedem das Seine.
Грех у каждого свой, равно как и святость. Учитывая множество религиозных течений, правда у каждого своя.
Я извиняюсь, но смысла здесь не вижу. Они хотят захватить мир? Откуда идет финансирование?
Слышал, что в Германии поборы на религию обязательные! Напоминает финансовую пирамиду при государственной поддержке.
прочиталось как непристойная - вначале заинтересовало - в итоге разочаровало - опять на название - разочаровало повторно.
, это называется миссионерство. В африке и прочем амазонии за такое обычно сжирают. А у нас, также на неканонической для католической церкви территории относятся вполне толерантно. Впрочем пофиг. Я крайне сомневаюсь, что ксёндзы охмурят Козлевича.
С чего они собираются захватить мир:) ?Или вы боитесь появления католических мест моления в РК?
Это не миссионерство, это поддержка разношерстного многонационального населения и уважение их прав, кмк. НЕ запрещают никому своему богу молиться, иными словами.
, так это миссионеры мне звонят и просят послушать историю про бога, несправедливость?
Да ну вас! Это же интересно! Ну, до тех пор, пока не начинается активное вовлечение. Тут, вроде, не начнется. Вон, даже сестер со стороны не берут, где поближе. Из спецордена ждут.
Минутка познавательного.
Интересные фильмы о жизни в монастырях:
"История монахини" в гл. роли Одри Хепберн
"Кто никогда не жил" (с субтитрами) в гл. роли Михал Жебровский
, так, ну-ка прекращай тут... Опасная это фишка - такой интерес к монастырской жизни!
(Если что, на будущее учти - тебя если в монастырь и отпустим, то только в мужской)
, я и монастырь - вещи несовместимые в принципе.Если только с неограниченным трафиком И-нета.
Меня же выгонят, как тех буддистких пареньков!
Вот поставлю детей на ноги, подумаю )))
, эээй. Я же туда просилась, ты забыла?
, да какие проблемы, Риш? Там же мужиков - целый монастырь :) Вдвоем идите; будет хоть, с кем поболтать о своем, о девичьем
, Некогда будеть болтать в мужском монастыре. А где, говорите, он находится?
, о, третья нашлась)) во мужики обрадуются.
Бззз, вот тоже никогда не понимала затворниц. впрочем я многих не понимаю
, че то какая то "подуставшая" монашка) , с безобразными татушками(
, так 30 лет в затворе
Мое уважение. Нам то конечно их не понять, интересы у нас разные и цели в жизни. Да только не в крутых тачках счастье заключается, и не в гонках за последней моделью айфона для дешевых понтов, это все кратковременные удовольствия. Главное для ощущения счастья гармония в душе, наверное у всех она разными способами достигается. Для них это ежедневные молитвы, саморазвитие, скромный образ жизни, они выбрали такой путь, к этому пришли и в этом их счастье. Я наверное наврятли когда нибудь для этого созрею, хорошо хоть осознаю.
, мне кажется - в детях, любви, родных, да и вообще в заботе и общении с людьми больше счастья, чем в любых "служениях" и "миссиях"...
По крайней мере, так мы мир вокруг улучшаем, а кому радостней от того, что они запрутся где-то и будут какие-нибудь "святые мощи" охранять?
, и для меня в этом тоже. Только когда нам очень плохо мы (христиане) почему-то в церковь идем Богу помолиться в надежде на лучшее, или если человек безнадежно болен, то обязательно хочет исповедаться, даже если никогда этого в жизни не делал и вел недостойный образ жизни. Наверное это что-то значит?
Бззз, не по теме но ксюша айфон гуано. самсунг галакси рулит
Бззз, дина они же считаются отданными богу. теперь он их семья любовь и все такое
, слишком практична я, чтоб полезным считать такое расточительство "живого материала"... И верю, что бог - он в душе, а вся эта внешняя атрибутика: церкви, монастыри и т.п. придуманы людьми в своих целях и интересах.
, что католики, что православие одно и тоже. Католики поклоняются всяким святым Люсям , Фросям и поклоняются святым дарам и тд и тп, а православие помешано на иконах и свечках. Где Бог? -А нет его. Правильно ты говоришь - в душе Бог.
, вообще-то прилично конфессии отличаются, но не в этом суть. Считаю, что такие люди нужны тоже. Помимо ордена с обетами затвора и другие ведь существуют. Сколько монахинь отправлялось в свое время с миссиями милосердия. Лечили больных, помогали убогим, просвещали безграмотных. Другое дело, когда это против души, желания и возможностей. Это я Догмы насмотрелась и Моэма начиталась, не обращайте внимания на душеспасительные спичи )))
,да. Мать Тереза, например, которая стала именем нарицательным.
С моей точки зрения - Бога как высшего разума не существует. Он находится в душе, а именно, в психологической потребности человека выговориться и быть услышанным. Пусть даже в воздух. Но это уже полуночный оффтоп, переработка и тренировка дают свои воздействия на мой размяхченный моск.
, бззз, заметно ты поплыла
, Дилера не сменю, адрес не дам;)
, Оль, я немного про другое. Такие люди нужны, они всегда будут и это здорово. Я о Боге, а не о делах.
, ну они так видят бога, вы по-другому. Заметь, ты не сомневаешься в своем высказывании, ты утверждаешь, что бога - нет.Минутка юмора. Команда КВН БГУ.
- Миссис Хадсон, подайте нам с Ватсоном бутылочку бренди.
- Бог подаст!
- Бога нет, миссис Хадсон!
- Бог есть, мистер Холмс!
- Бога нет! Дайте, черт возьми, бутылочку бренди!
- Нет Бога - нет бренди.
, Бог есть. Но, в церквях он какой то другой, не тот что в Библии.
Тут все крещенные?
, а почему ви спгашиваете?
, таки интегесно пан тигекс