Многодетная мать назвала мучением жизнь в сельской новостройке

Мать пятерых детей Алтын Алькенова утверждает, что жизнь в сельской новостройке, полученной по госпрограмме «Занятость-2020» в поселке Ленинском, обернулась для нее мучением. За четыре года проживания в четырехкомнатном доме она несколько раз вынуждена была выезжать из дома на время ремонта и ждать, когда подрядчики заделают треснувшие стены и устранят прочий строительный брак.

По словам женщины, ее дом нужно признать аварийным, однако городские власти считают, что он вполне пригоден для жилья, как и остальные 44 таких же дома, построенных по госпрограмме на бюджетные деньги.

На недавней пресс-конференции акима города журналисты поинтересовались состоянием новостроек, упомянув о жалобах жильцов. И вот что услышали:

- Люди - это одна Алькенова. Мы у нее не раз были, и я в том числе и летом был, и в период восстановительных работ. Проводили строительную экспертизу, и она дала заключение нормальное. Буквально недавно я проехал к Алькеновой домой, при температуре на улице почти 25 градусов у нее дома было очень тепло. Кстати, уютно, чисто, очень аккуратная женщина. Поэтому там вопросов нет. Касательно того, что у нее нет воды - никто ближе ее не живет к КБМ, он у нее у крыльца. Поэтому мы проехали, посмотрели. Там нормальный дом, никакой аварийной ситуации там нет. Я даже вас прошу съездить туда и убедиться, - ответил градоначальник.

Несколько лет назад Алтын Алькенова с мужем и детьми перебралась в Павлодар из Майского района, где их дом был признан непригодным для жилья. В городе семья ютилась в общежитии. В 2011 году глава семейства умер от туберкулеза, так и не дождавшись очереди на квартиру, в которой по счету был 2216-м. Вдове с детьми местные власти предложили переселиться в поселок Ленинский, обещая предоставить благоустроенное жилье.

В гостях у семьи Алькеновых мы побывали накануне Нового года. Вместо подготовки к празднику Алтын спешно паковала вещи для очередного переезда на временную квартиру в Павлодаре, арендованную городским акиматом: «благоустроенный» дом вновь готовили к ремонту.

В глаза бросились свежие трещины на стене дома под самой крышей и яма у порога, уходящая под фундамент. В доме было натоплено, вот только пол, застеленный паласом с толстым ворсом, оказался очень холодным. Холодом несло и от стен, оклеенных плотными обоями.

- У нас под полом был один бетон, перед последним приездом акима города нам постелили утеплитель. Но и он не спасает. Аким города приезжал в тот день, когда мы натопили, 4 ведра угля сожгли, потому что сырость. Самой маленькой моей дочке 1 год 8 месяцев, второй дочери девять лет, у нее ДЦП, средний сын шестиклассник. Чтобы поддерживать тепло, топить приходится постоянно. С акимата приехали, увидели, что в доме тепло, сфотографировали мебель, обои, ковры и написали что все хорошо, зря жалуюсь. Но ведь это не так. Все четыре года, что я здесь живу, пишу во все инстанции, но везде непробиваемая стена, - говорит Алтын Алькенова.

Она не раз обращалась в Администрацию Президента с просьбой вмешаться в ситуацию. Но все ее письма возвращаются к местным чиновникам — в те же инстанции, на которые она жалуется.

- В итоге я сначала получаю отписки, потом в дом загоняют строительную бригаду, верхние кирпичи со стен убирают, что-то докладывают, замазывают. Затем уверяют, что все исправлено, и возвращают нас детьми назад. А через полгода все повторяется. Года три назад в комнате стена треснула, через щель улицу было видно. Приезжал аким города Каиргельдинов, опять строителей нагнали, замазали. Он же обещал решить вопрос с жильем, просил подождать сдачи арендного дома в Павлодаре. Дом сдали, а нам в переселении отказали, сославшись на то, что жилье из госфонда можно получить только раз. Но разве я и мои дети виноваты, что наш дом выстроили с браком? Я надеялась на совесть акима, раз обещали, значит, переселят. А в этом году из-за болезни детей я оказалась в такой ситуации, что вынуждена бить во все колокола, - с трудом сдерживала эмоции женщина.

Из заключения фирмы ТОО КазПИИ «Казахстанпроект»: «фундамент дома выполнен с отступлением от проекта и с нарушением строительных норм и правил. Блоки фундамента уложены без перевязки, что повлекло усадку дома и появление трещин на наружной стене. Вместо блоков частично выполнена кладка из кирпича».

В ноябре прошлого года на очередную жалобу в Администрацию Президента женщина получила ответ от областного управления госархстройконтроля, в котором говорится, что «на момент обследования визуально конструкции жилого дома находятся в удовлетворительном состоянии, имеется незначительная усадочная трещина в подоконной части наружной несущей стены и жилой комнате, на облицовке стен имеются микротрещины, за которыми будет вестись наблюдение на предмет дальнейшего раскрытия. О результатах технического обследования будет сообщено дополнительно».

На первый взгляд государственный дом с ванной и туалетом кажется благоустроенным. На самом деле - в доме нет воды, ее приходится покупать по 20 тенге за флягу, а санузел бутафорский - канализация не работает. Стоки сливаются в уличную яму, которую постоянно надо чистить, нанимать ассенизаторов за свой счет. Большая часть мизерной зарплаты Алтын Алькеновой, специалиста по работе с инвалидами, уходит на покупку дров, угля, воды и арендную плату за дом.

К слову, в прошлом году для местных переселенцев аренда домов повысилась с 1118 до 6000 тенге. А дом Алькеновых оценили в более чем 7 миллионов тенге.

- Мы возмущались ростом арендной платы, писали письма в акимат, нам ответили, что аренда повысилась в соответствии с методикой расчета размера платы за пользование жилищем из госфонда, утвержденной Агентством по делам строительства и ЖКХ еще в августе 2011 года. Но в городе жители арендных домов платили в прошлом году 3с половиной тысячи тенге, им только с января 2016 года подняли до 6000 тенге. И их условия проживания не сравнить с нашими, - сетует Алтын.

Осенью прошлого года ее парализованная дочь пережила клиническую смерть. Девочке сделали трахеостомию. Врачи не дают никаких прогнозов о ее здоровье, но Алтын изо всех сил поддерживает дочку, проводя в больнице почти весь день.

- Домой в поселок возвращаюсь, только ночевать и приготовить еду для остальных детей, а утром еду в больницу к дочке, потом к сыну, он также лечится в городе. За месяц я только на дорогу потратила почти 30 тысяч тенге, - говорит женщина.

Доведенная до отчаяния, многодетная мать подала в суд иск, требуя от городских властей переселения из непригодной, по ее словам, поселковой новостройки в областной центр.

- Я ведь изначально просила жилье в Павлодаре, где мои дети могут получить своевременную медицинскую помощь. А в итоге меня просто обманули, поселив с детьми в дом, который рушится на глазах, где сыро и холодно, отчего дети, постоянно болеют. Под Новый год от акима города привезли четыре подарка и две тонны угля. Но я не просила этого. Я добиваюсь только того, чтобы нам создали нормальные жилищные условия, которые полагаются по закону, - сказала нам Алтын Алькенова.

Когда готовился к выпуску этот номер газеты, стало известно, что у ее девятилетней дочери выявили открытую форму туберкулеза. Из детской областной больницы девочку в срочном порядке перевели в реанимацию областного тубдиспансера.

Может быть, пусть те, кто утверждает, что дом Алькеновых благоустроенный и теплый, поживут в нем в порядке эксперимента с полгодика? А мы будем им привозить конфеты к праздникам.  

Поделиться
+1