Берик Кусанов: следствие не заинтересовала видеозапись взрыва в ТОО «Компания «Нефтехим LTD»

Берик Кусанов, работавший начальником производства ТОО «Компания «Нефтехим LTD», где в результате взрыва 4 января этого года сгорели трое работников, заявил на суде, что людей обязаны были эвакуировать за пять часов до взрыва, прогремевшего в 18.40, передает корреспондент pavlodarnews.kz.

Напомним, взрыв произошел в нелегальном цехе расфасовки сухого полипропилена, который был официально ликвидирован на предприятии еще в прошлом году. В результате двое работников - Сергей Мутас и Куаныш Искаков сгорели заживо, еще один – Каирбек Адуов скончался в республиканском ожоговом центре Астаны, куда его доставили санавиацией. Еще двое сотрудников «Нефтехима» Ринат Шарипов и Максат Шарипов получили ожоги от 25 до 45% тела. Ринат стал инвалидом первой группы.

Еще в январе комиссия установила стопроцентную вину работодателя. Однако следствие длилось до октября. В результате обвинения предъявлены бывшему главному инженеру предприятия, занявшему после трагедии должность и.о. директора Олегу Тимошову, бывшему начальнику производства Берику Кусанову (сейчас безработный) и бывшему начальнику смены Сергею Чичмаренко (ныне аппаратчик в АО «Каустик»). Все они обвиняются по статье 156, часть 3 УК РК – «Нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по организации или обеспечению соблюдения этих правил, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Бывший гендиректор ТОО Ерлан Кусанов не проходит по делу ни обвиняемым, ни свидетелем.

Первым во время сегодняшнего заседания суда был допрошен 28-летний потерпевший Ринат Шарипов, который из-за плохого состояния здоровья с трудом смог занять свое место в зале. Как пояснила агентству мать Рината Айсулу Шарипова, сын не выходит на улицу без маски, потому что его искалеченное пожаром лицо сразу привлекает внимание прохожих. Любое волнение вызывает сильный зуд и отслойку кожи, нужны новые пересадки, которые должны сделать в клинике Южной Корее, однако у ТОО «Компания «Нефтехим LTD», оплачивающей лечение, пока нет нужных на операцию средств.

Как рассказал Ринат Шарипов, он работал машинистом цеха грануляции полипропилена, однако 4 января его с другими работниками направили фасовать в мешки сухой полипропилен в цех, который считался ликвидированным.

- На улице было минус 30 градусов, вентиляции не было, чтобы проветрить цех открывали двери, - рассказал потерпевший. - В два часа дня я увидел, что из клапана потекла жидкость. Такого никогда не было, я испугался, снял это на сотку, чтобы показать оператору. Замначальника по производству Жумабеков велел открыть клапан и слить жидкость на пол. Я оказался в жиже по колено.

Запасной спецодежды у мужчины не было, поэтому, по его словам, он пошел в свой цех и стал сушить вещи на батарее. В шесть часов вечера ему позвонили и велели возвращаться в цех.

- Я собирал с пола лопатой мокрую реакцию и насыпал ее в мешки, которые держал Сергей Мутас. Раздался хлопок, вспыхнул огонь, я закричал: «Серега!», прикрыл глаза от огня руками, и побежал. Споткнулся о поддоны, упал, ударился головой. Сколько пролежал – не знаю, потом перед глазами возник образ дочери, который просил: «Папа, беги!». Благодаря этому образу я очнулся, поднялся и выбежал из цеха. На улице понял, что штаны сгорели полностью вместе с кожей на ногах, куртка и шапка горят. Меня потушили, отвели в медпункт, там услышал новый хлопок.

По словам супруги Рината Асель Шариповой, выступающей на суде в качестве его представителя, видеозапись с телефона мужа она переслала гендиректору предприятия Ерлану Кусанову и показала сотрудникам управления по ЧС, тушившим пожар. Благодаря этому видео стало понятно, что пострадавшие – не чернорабочие, зашедшие в цех самовольно, каковыми их первоначально пытался представить кое-кто из руководства предприятия.

Как выяснилось далее на суде, видео Шарипова Ерлан Кусанов переслал своему племяннику – Берику Кусанову. Последний пояснил, что на этом видео действительно видно, что вместо сухой реакции идет мокрая, которая закипает на полу, потому что ее температура кипения – минус 47 градусов. Однако, по его словам, следствие запись не заинтересовала.

- 29 декабря с ПНХЗ пошло некачественное сырье, которое нельзя было использовать в новом цехе грануляции, поэтому был расконсервирован старый цех – пояснил подсудимый Кусанов. – После того, как пошла влажная реакция, оставлять людей в цехе было недопустимо. Подобная ситуация в этом же цехе уже случалась в 2009 году. Тогда я сам ребят выгонял из помещения. На этот раз жидкая фракция пошла в 13.40, наши операторы имеют достаточный опыт, чтобы понять, что работу нужно останавливать, людей эвакуировать, но смена продолжила расфасовку до 18.40, пока не произошел взрыв.

При этом Берик Кусанов пояснил, что сам во время взрыва спал, так как до этого три ночи провел на предприятии, пытаясь запустить оборудование в старом цехе.

Сегодня же был допрошен подсудимый Олег Тимошов, который ранее угрожал журналистам судом за публикацию информации о трагедии. Ответственность за произошедшее бывший главный инженер, которого специально созданная комиссия признала виновным в трагедии, предложил возложить не на него, а на 11 ИТР, которых стажировали в Чехии и Китае, обучая работать на этом оборудовании.

Поделиться
+1