Стоит сразу заметить, что оба приговора были вынесены при предшественнике господина Каженова. Один - в Аксуском городском суде, другой – в Павлодарском городском суде №2.
42-летнего жителя города Аксу (своего имени он просил в прессе не упоминать) обвинили в незаконном получении пособия по утере кормильца на четверых детей, которых он воспитывал без жены. Осенью 2001 года супруга, оставив малышей на павлодарском вокзале, пропала. Детей поместили в интернат. Отец забрал их оттуда и объявил жену в розыск. По прошествии трех лет ее так и не нашли, и глава семьи обратился в суд с заявлением о признании супруги безвестно отсутствующей. Суд заявление удовлетворил, и на основании этого решения детям было назначено пособие по утере кормильца. Однако спустя еще несколько лет пропавшая мама нашлась. В одном из пригородных сел, в другой семье, где вместе с новым мужем она растила дочку. Многодетного отца тут же обвинили в мошенничестве. Как ни пытался он доказать, что никаких справок не подделывал, никакого умысла обобрать государство не имел, а лишь выполнял свои родительские обязанности, аксуская Фемида признала его виновным. И в декабре 2008 года приговорила за мошенничество к году лишения свободы, правда, условно, с испытательным сроком. Коллегия по уголовным делам Павлодарского областного суда оставила приговор без изменения.
И вот, год с лишним спустя, надзорная коллегия Верховного суда республики ранее принятые решения отменила и оправдала жителя Аксу в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.
Аналогичное решение приняли в Астане по делу 36-летней жительницы Павлодара, работавшей в одном из солидных республиканских медучреждений (имени по ее просьбе мы также назвать не можем). Городской суд №2 осенью прошлого года признал медика виновной в том, что она приобрела заведомо подложное удостоверение о сдаче кандидатского минимума и с его помощью получила право защитить диссертацию. А став кандидатом наук, получила доплату к заработной плате за ученую степень и нанесла ущерб государству на 170 728 тенге. Как мошенница, она была приговорена к штрафу в 636 500 тенге (500 МРП). Коллегия по уголовным делам Павлодарского областного суда в январе этого года с приговором согласилась.
А вот Верховный суд недавно его отменил. Он обратил внимание на то, что доплату подсудимой производили не за сдачу кандидатского минимума, а за ученую степень, факт присвоения которой никем не опровергнут, выданный диплом о присвоении звания «кандидат медицинских наук» никогда не признавался недействительным или поддельным. Женщину тоже оправдали за отсутствием состава преступления.
В отношении судей первой и апелляционной инстанции, осудивших невиновных людей, надзорная коллегия Верховного суда вынесла два частных постановления. Они уже подвергнуты взысканию – лишены 50% премии по итогам работы за первую половину текущего года.
В связи оправданием осужденных председатель Павлодарского областного суда Ауезнур Каженов пригласил реабилитированных граждан и официально принес им извинения за своих коллег, допустивших нарушения закона. При этом он разъяснил им право и порядок обращения с требованием о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного незаконными действиями судей.
- Часть первая статьи 44 УПК РК обязывает орган, ведущий уголовный процесс, официально извиняться перед незаконно осужденными, - сказал Ауезнур Каженов. - Что я и сделал.
Наказание в виде 50 процентов премии по итогам работы за первое полугодие текущего года это наказание непредусмотренное законом, т.е. можно считать что судей вообще не привлекли к ответственности. Если осудили двоих незаконно должно быть возбуждено дисциплинарное производство и судья должен быть освобожден от занимаемой должности за совершение порочащего поступка (закон РК О судебной системе и статусе судей. Если Верховным судом РК было вынесено частное постановление, это свидетельствует о грубейшем нарушении закона и осуждении невиновных лиц.
Оправданные имеют право на реабилитацию и на компенсацию морального ущерба. Кроме того они имеют право требовать наказания прокуроров и судей вплоть до освобождения от занимаемых должностей за незаконное возбуждение уголовного дела и вынесения заведомо неправосудных приговоров, с инициированием вопроса о возбуждении уголовного дела.
Но однако вызывает очень большое сомнение, что это будет так. Не будет же прокурор и судья сам себя наказывать.
Однако стоит все таки задуматься, что за все нарушения закона надо будет отвечать. За каждым уголовным делом судьба человека. Каково быть подозреваемым, обвиняемым, осужденным за преступления которого не совершал, т.е. пройти муки ада. Из-за это только 50 процентов премии. По закону должностные лица прокуратуры и суда за незаконное осуждение тоже должны понести ответственность за незаконное осуждение, спрашивается почему они не должны отвечать за содеянное? Может ли на это ответить председатель облсуда?
Хотели бы обратиться к председателю Павлодарского областного суда Каженову А. по делу Зариповых. Просим Вас разобраться с заявлениями свидетелей об искажении их показаний судей вынесшим по данному делу последний приговор, а также не отражении вообще их в приговоре. Процедура вынесения приговора строго регламентирована законом, в законе четко написано, что в приговоре должно быть указано почему приняты одни доказательства и не приняты другие, дана им надлежащая оценка (ст. 379 УПК РК). Доказательствами по делу являются показания свидетелей (ст.119 УПК РК)судья обязан был отразить их приговоре суда. Факт того, что он не отразил их в приговоре является нарушением гарантированных законных прав граждан на процедуры уголовного судопроизводства.
Отказ Павлодарского областного суда проводить по данному факту служебное расследование создает почву для правового беспредела.