Конкурсы – дело серьезное

Недавно в Павлодаре прошел 47-й республиканский конкурс учащихся детских музыкальных школ, а в Алматы студенты нашего музколледжа приняли участие в 34-м конкурсе учащихся средних специальных учебных заведений.

В. ДЕНИСЕНКО, директор музколледжа: Музыкантам очень нужны конкурсы, на них они оттачивают свое мастерство, определяют  ориентиры. Наши студенты и их педагоги постоянно участвуют и побеждают в самых престижных международных конкурсах. Но эти два традиционных конкурса занимают особое место, поскольку они проходят ежегодно и охватывают все учебные заведения, от районного до республиканского уровня.

Я. КАСЬЯН, зав. отделением скрипичных инструментов Павлодарского музколледжа : Зарубежные конкурсы ориентируют студентов на исполнение произведений определенного жанра или композитора, а программа наших состязаний носит универсальный характер - от казахских кюев до Стравинского.

О. БОБРОВСКАЯ, директор музшколы №1: Состязание пианистов детского конкурса проходило на базе нашей школы. И я удовлетворена его результатами. И не только потому, что наши ученики А. Капар и И. Халявко заняли призовые места. В ходе такого конкурса повышается профессиональный уровень и статус школы. К конкурсу нашей школе купили концертный рояль «Ирмлер», подремонтировали старые; стало больше компьютеров, внутренний и внешний вид школы заметно изменился. После этого конкурса число желающих заниматься музыкой, думаю, возрастет. Вот наш лауреат А. Капар - он учится в казахско-турецком лицее-интернате, там очень сложная программа, но он столь же  ответственно, по индивидуальной программе, занимается и у нас. Не так давно одна наша ученица перешла в школу-интернат при музколледже, чтобы углубленно заниматься музыкой. Так что голубая мечта нашего Виктора Петровича о более тесном сближении музшкол и музколледжа, может быть, станет реальностью. Хотя пока мы по-прежнему относимся  к Центру дополнительного образования, куда вместе с нами входят дворовые клубы и т.д.

«НВ»: В нашей газете в прошлом году прошла дискуссия по проблемам музыкальных школ. Руководители и преподаватели школ, профессиональные музыканты родной из главных проблем считают и то, что музыкальные школы  относятся к «дополнительному образованию»,  что ограничивает их возможности и даже права. Ваше мнение, Елена Дмитриевна?

Е. ТАГИЛЬЦЕВА, член оргкомитета конкурса, директор детской музыкальной школы №12 г. Алма-Аты: В последние годы музшколам уделяется все большее внимание. Если шесть лет назад в Казахстане их было 107, то сегодня 307. Я в своей родной 12-й школе  проработала 47 лет. В  прошлом году нам построили новое трехэтажное здание. Сейчас пишутся новые учебные программы, пособия, учебники. Я бы отметила работы по сольфеджио, фортепиано, народным  инструментам. Например, учебник моего педагога Н.Н. Станевич. Педагоги  музшкол всегда могут воспользоваться инновационными пособиями Павлодарского музколледжа – одного из  лучших средних специальных заведений РК. Если в прошлые годы у нас были немалые  проблемы с финансированием нашего конкурса, то сегодня все расходы взяло на себя государство. Хотела бы обратить внимание на исключительно высокий уровень организации нынешнего конкурса в вашем городе и колледже. А то, что музшколы  находятся в ведении Центра дополнительного образования – ничего страшного. Главное содержание, а не форма;  к тому же мы в одном министерстве.

«НВ»: Почему тогда в областных управлениях образования, культуры, Центре допобразования практически нет специалистов по музыке, искусству? Ведь получается, что вами, профессионалами, руководят люди, которые по существу не знают профессии.

Е. ТАГИЛЬЦЕВА: Вопрос не совсем по адресу, хотя об этом тоже говорилось на наших «круглых столах». И  данная проблема постепенно решается. Я вот недавно стала по совместительству работать в Центре. Хочу обратить еще внимание на то, что музшколы сейчас работают по программам трех уровней – профессиональному, любительскому и ценителей музыки. Процент выпускников музшкол, продолжающих свое дальнейшее музобразование, доходит сейчас до 20-30. У вас, правда, меньше.

В. ДЕНИСЕНКО: Что ни говори, роль музыки в жизни нашего общества возрастает. Причем люди хотят слушать хорошую музыку. Даже на свадьбах многие просят организовать салонные вечера. Недавно в Экибастузе открылась прекрасная музыкальная школа. Причем инициатором ее создания был один из ветеранов ЭТЭК, Герой Соцтруда Куржей, который обратился с письмом к президенту Н.А. Назарбаеву. И если я не ошибаюсь, на оснащение экибастузской музшколы выделено около 70 млн. тенге. Что касается самого конкурса учащихся музыкальных школ, то мы очень внимательно отнеслись ко всем новинкам и достижениям наших коллег из других областей. Например, в Усть-Каменогорске пошли по очень интересному пути создания специального музыкального лицейного класса, который как бы «закрывает» возрастной разрыв выпускника музшколы (14-15 лет) и студента - первокурсника музколледжа (17-18 лет). Мне понравилось выступление карагандинских пианистов и детского хора одной из алма-атинских музшкол. Очень хорошими были костюмы экибастузцев. И от имени всех педагогов-музыкантов могу сказать, что уровень музыкального исполнения постоянно растет. То, что было 10 лет назад, и то, что мы сегодня услышали – разница очень большая. Дети исполняют консерваторскую программу.

М. БЕЛЬГИБАЕВА, председатель республиканского Центра дополнительного образования: Да, в целом большинство конкурсантов выступали на хорошем уровне, и конкурс был организован хорошо.

В. ДЕНИСЕНКО: Чтобы мы постоянно повышали качество музыкального исполнения, нужно объединение усилий всех музыкальных учебных заведений. Нужна непрерывность музобразования. Хорошего музыканта за 3-4 года не подготовишь. Музшколы, колледжи и музфакультеты вузов должны работать в едином ключе, желательно как одно единое учебное заведение, постоянно наращивая качество обучения. Тогда будут результаты, соответствующие сегодняшним и международным стандартам.

«НВ»: Недавно в интервью «НВ» начальник облуправления культуры Р.Ж. Кадысова высказалась за создание такого вуза.

В. ДЕНИСЕНКО: Конечно, это весьма не простое дело. Но, тем не менее, надо решаться. Сегодня область испытывает дефицит профессиональных музыкантов. Их не хватает в наших оркестрах, музшколах, других коллективов. А со стороны к нам не едут. Еще один вывод по итогам конкурсов – в музыке без подвижничества никак нельзя. В нашем колледже немало педагогов, которые трудятся, не считаясь со временем. И у них хорошие результаты. Но я всегда говорю, что их далеко не большинство. Так что неиспользованных резервов у нас еще немало.

Я. КАСЬЯН: Скажу честно, нам, представителям областных центров, на наших республиканских состязаниях в родной столице зачастую бывает гораздо сложнее, чем даже на конкурсах в дальнем зарубежье. И тем радостнее одержанные нами здесь победы. Неплохо показали себя на этот раз наши домбристы, вопреки все еще бытующему мнению, что лучше всех на этом инструменте играют на юге и на западе страны. А что касается нашей скрипачки Мадины Адамовой, у нее и близко не было там конкурентов. Жаль, что из-за болезни не смогла поехать И. Митина. Теперь о подвижничестве. Вся моя жизнь связана с музыкой, с музыкантами. В Казахстане знаю большинство директоров музколледжей. Не сочтите это за лесть, но я не знаю другого такого руководителя-подвижника, как Виктор Петрович Денисенко. Признаюсь, у меня иногда возникает мысль: все бросить и уехать. На то есть свои причины, о которых я уже не хочу говорить. Но когда видишь уровень преданности делу нашего руководителя (который когда-то нашел и пригласил меня сюда) и других педагогов, я не решаюсь на этот шаг. И еще. Здесь говорили о профессионализации работы наших музыкантов. Я обратила внимание на то, что за рубежом на гала-концерты и выступления конкурсантов ходит очень много горожан. Так же и у нас. Но там все такие концерты платные - порядка 6-7 евро. Помню, в Швейцарии меня, педагога М. Адамовой, тоже не пустили на концерт, потребовали билет. Спасибо, вмешалась наша уважаемая А. Мусаходжаева, которая со словами «Мы - профессура конкурса», пропустила меня впереди себя. Конечно, у нас другие реалии. Но тем не менее, может, стоит подумать… Платные выступления, плюс ко всему, подстегивают самих музыкантов, повышают их ответственность. Если удастся в будущем организовать здесь, в Павлодаре, свой международный конкурс скрипачей, создать в нашей филармонии ансамбль - все эти моменты мы, конечно, учтем и тем самым внесем свой вклад в профессионализацию музыкального искусства, перевода его на международные европейские стандарты. Конкурсы – дело серьезное, многогранное.

Поделиться
+1