У большинства абонентов сотовой связи нынешняя неделя - чёрная. Потому что именно такой срок дали сотрудники Агентства по связи и информатизации РК для регистрации незарегистрированных номеров сотовой связи или перерегистрации их на имя реального собственника номера. С 1 декабря все незарегистрированные номера будут отключены. Естественно, в пунктах обслуживания абонентов начался ажиотаж. Дело в том, что не каждый абонент знает даже, зарегистрирован его номер или нет. И если зарегистрирован – то на кого?

Для чего это делается? Инициаторами этой акции стали не операторы сотовой связи, о начале перерегистрации номеров объявило агентство, оно же и установило эти до смешного короткие сроки.

Любопытно, что на сайте самого агентства, которое, к слову, является государственным органом, контролирующим деятельность операторов сотовой связи, даже в понедельник 24 ноября никакой информации об этом не появилось.

Между тем в Казахстане пытались провести массовую регистрацию номеров еще в 2005 году, тогда ссылались на Закон Республики Казахстан «О связи», статья 15 которого обязывает операторов связи предоставлять органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность на сетях связи, доступ к служебной информации об абонентах. При этом многие номера продавались без обязательной регистрации покупателя. Тогда ситуацию комментировал заместитель председателя КНБ Владимир Божко, отмечавший, что очень часто незарегистрированными номерами пользуются различные террористические организации. При этом указывалось, что чаще всего террористы предпочитали использовать Актив-карты.

И сегодня причина не изменилась, недавно этот вопрос активно обсуждали депутаты, которые и пришли к выводу, что необходимо строже контролировать вопрос правильной регистрации абонентов сотовой связи, ведь угроза международного терроризма с каждым годом становится более острой. Так что с причиной разобрались, а вот вопрос по срокам остается открытым. Возможно, в агентстве решили, что работу, с которой не смогли справиться десять лет назад за более длительный срок, легко можно проделать сегодня за несколько недель, даже несмотря на то, что число абонентов сотовой связи возросло в десятки раз.

Любопытно, что все операторы сотовой связи в этой ситуации сработали по-разному. Например, компания «Билайн» на своем сайте разместила пресс-релиз, призывающий своих абонентов зарегистрироваться в офисах компании. В самом центре обслуживания сотрудники компании быстро проверяли только факт регистрации номера. Если номер зарегистрирован, абоненту говорили, что проверить, на ком числится номер, и при необходимости оформить его на себя можно будет без всякой спешки после 1 декабря. Так что в очереди сидели только те, кто имел незарегистрированный номер. Между прочим, это сделать может и сам абонент, если наберет на своем телефоне комбинацию *808#. Если в ответ он получит СМС со своим паролем, волноваться ему не о чем, если номер не зарегистрирован, то это будет указано в сообщении.

Компания «Теле2 Казахстан» также успокоила своих абонентов сообщением, что перерегистрировать свой номер легко и просто, и нечего подогревать панику. В распространенном ими пресс-релизе также говорится о том, как зарегистрировать номер с помощью Интернета, безо всяких походов в центр обслуживания.

Сложнее всего оказалась ситуация у компании «Ксеll», на сайте которой самая скупая и сухая информация, никаких ободряющих релизов для абонентов, в регионах пресс-секретарей у нее нет, а в центрах обслуживания не до общения с прессой. (Правда, здесь тоже могут научить, как получить информацию о регистрации: *940#). Самое удивительное другое – за полгода здесь изменились правила перерегистрации номеров. Когда весной мой сын потерял свою «сотку», мы решили восстановить сим-карту, потому что нашедшие или укравшие телефон старые «симки» обычно выбрасывают. В центре обслуживания выяснили, что номер числится на каком-то незнакомом нам человеке. Тогда нас попросили назвать пять сотовых номеров, по которым мы звонили со своего потерянного номера в течение последних шести месяцев. Когда это было сделано, а информация проверена и подтверждена, оформили номер на нас и выдали новую сим-карту.

Как все происходит сейчас? Например, в центре обслуживания, расположенном в бывшем магазине «Мечта» по улице Ломова, сотрудница одному из абонентов, проверявшему, на ком числится номер, сказала, что он зарегистрирован, но не на владельце. Когда же абонент попросил перерегистрировать номер на него, его попросили привести этого человека. Но реальный владелец номера не знал владельца формального. На это ему сказали: тогда номер зарегистрировать на него невозможно. «И что же – 1 декабря меня отключат?» – поинтересовался абонент. Оказывается, нет – номер-то зарегистрирован! А отключат только незарегистрированные номера! Вот и спрашивается – а из-за чего тогда весь этот сыр-бор разгорелся?

Как получилось, что номер может быть зарегистрирован на постороннего человека? На заре освоения сотовой связи номер продавали при обязательном предоставлении удостоверения личности. Так что те, кто владеет своим номером лет 13-15, могут, скорее всего, не беспокоиться о регистрации. Затем, когда номера стали продаваться чуть ли не на каждом углу, в любых магазинах и отделах, вплоть до канцелярских и мыло-моющих, никто удостоверений уже не требовал. Для удобства реализации людям продавали номера, зарегистрированные на какие-то другие лица: например, на продавцов. Это казалось удобным самим продавцам, которым не требовалось заниматься какими-то оформительскими делами и которые не теряли покупателей, не имеющих с собой документов. Удобно было и покупателям, не привыкшим носить удостоверение с собой. Так что подобных владельцев сим-карт сегодня во всей стране огромное количество. Номер зарегистрирован, но неизвестно, на ком. Что делать?

В центре обслуживания населения предложили купить новый номер и зарегистрировать, как полагается. Но многие не хотят терять привычный номер, который известен всем родственникам и друзьям. Да и обидно покупать новый, старый-то – тоже не украденный, а купленный на свои кровные.

У людей складывается впечатление, что операторы под шумок решили сбыть побольше своих номеров. Многие абоненты, к слову, покупают новые, а некоторые уходят со старыми, успокоенные тем, что их все равно не отключат.

Отсюда вопрос – а зачем было вообще, как говорится, огород городить? Тех, у кого номера зарегистрированы на ком-то, скорее, больше, чем владельцев вообще не зарегистрированных номеров. Если они останутся абонентами, тогда борьба с терроризмом и экстремизмом пройдет явно не на том высоком уровне, который подразумевался. Если владельцам номеров «Ксеll» позволили бы сегодня перерегистрировать номер на тех же условиях, что и летом, смысла в этой акции было бы гораздо больше. А сейчас террорист по-прежнему легко может воспользоваться номером, зарегистрированным неизвестно на ком.

И еще. Если связь терроризма и незарегистрированных номеров сотовой связи была известна еще 10 лет назад, разве нельзя было прекратить продажу номеров без обязательной регистрации еще тогда? Сейчас же наказанными получаются ни в чем не повинные абоненты, которые по нескольку лет пользовались номерами своих телефонов, даже не задумываясь о том, за кем числятся эти номера. Для неудобства абонентов выделен такой ничтожно короткий срок! А главное – результат-то акции все равно окажется сомнительным.

Поделиться
+1