Почем спецсредство для… водителя?

Купи кресло или сойди с маршрута. Новые правила ПДД, вступившие в силу 7 января, заставили павлодарских водителей, повозмущавшись, оснастить свои автомобили согласно закону. Причем в рекордные сроки.

С этой недели все водители ездят по новым правилам. Отныне в любое время суток автовладельцы должны передвигаться по городу с включенными фарами. На управление транспортным средством не нужна доверенность, хватит и страховки. Среди ряда ключевых изменений самую бурную реакцию вызвало требование установить специальное кресло для детей. Автомобильный аксессуар, ставший маст-хэв (must have - необходимая вещь, предмет первостепенной надобности и постоянного пользования, - ред.), мгновенно превратился в дефицитный товар. И, по словам водителей, тут же подорожал. Хотя в магазинах эту информацию отрицают.

- Цены на ранее закупленный товар у нас остались прежними, - рассказала Елена Фелькер, менеджер по товару магазина “MARWIN”. - При сохранении курса евро цена на вновь закупленную партию тоже меняться не будет. Необоснованно поднимать цены, руководствуясь введением нового закона и повышением спроса на товар, мы не собираемся. В нашем магазине представлены разнообразные модели бустеров и автокресел “Chicco”, соответствующие европейскому стандарту безопасности. Также имеются модели, прошедшие независимые краш-тесты безопасности и получившие высокие показатели. В наших магазинах представлены бустеры от 6750 тенге и автокресла от 25000 до 77000 тенге.

В других магазинах можно найти данные товары и за более низкую цену. Если повезет. По словам Елены, продажи специальных удерживающих приспособлений значительно увеличились с декабря прошлого года. И если кресла еще есть, то бустеры на розничных точках уже раскупили. Похожая ситуация и в других магазинах - средства детской автобезопасности практически сметают с полок. В первую очередь скупают модели подешевле, поэтому в наличии остались в основном более дорогие модели. Но продавцы успокаивают - спрос рождает предложение, и уже в ближайшие дни ожидается поступление новой партии вожделенного товара.

Больше всего вопросов по поводу этой новой нормы ПДД возникло у водителей такси - как организованных, так и частников. Они и стали главными покупателями детских автокресел и бустеров. Тем, для кого частный извоз был только подработкой, пришлось оставить его совсем или ждать взрослых заказчиков. А те, кто работает на постоянной основе, решили оснастить свои авто по требованию закона. Хотя даже среди них есть разные мнения:

- У меня в семье детей маленьких нет, - негодует водитель такси Самат. - И вот зачем мне это кресло? Куда мне его девать, когда я везу полную машину взрослых людей? В багажник?

- Думаю, это безопасность клиентов, - говорит Станислав. - Это хорошо. Я поддерживаю. Я еще не успел купить себе кресло, денег после Нового года нет свободных. Поэтому пока клиентов с детьми брать отказываюсь. Но, думаю, на следующей неделе уже куплю.

К великому сожалению водителей, приписанных к таксопаркам, их работодатели не готовы обеспечить своих работников столь необходимыми теперь девайсами. Хочешь работать - придется раскошеливаться. В Павлодаре на сегодня действует более 40 фирм, занимающихся частным извозом, и по словам представителей крупнейших из них, водители к новшествам отнеслись с пониманием.

- С начала этой недели наши водители начали самостоятельно закупать детские кресла, - рассказала Елена, старший диспетчер такси “Любимое”. - Большинство наших автомобилей на сегодняшний день оснащены автокреслами или бустерами. Постепенно планируем оборудовать все машины.

Так же обстоят дела и в такси “Ангел”. По словам старшего диспетчера Ольги, на линии всегда есть автомобили с автокреслами, приспособленные для перевозки детей. И с каждым днем таких машин становится больше, водители покупают специальные приспособления на свои деньги. В таксопарке “А 4” руководство решило оснастить авто специальными креплениями за свой счет.

- На данный момент, к сожалению, не все наши водители готовы к новым правилам, - прокомментировала ситуацию администратор таксопарка “А 4” Ольга Сергеевна. - Но наш директор об этом позаботилась, и уже 13-14 января придет первая партия - 100 детских автокресел. Позже будет заказана и вторая партия. Тем не менее, мы не собираемся нарушать ПДД. И водители, и диспетчеры были проинструктированы: у дозвонившихся мы сразу интересуемся, есть ли маленькие дети, и подыскиваем машину, которая перевезет ребенка по всем правилам закона.

Кстати, сотрудники нашей редакции провели небольшой эксперимент и попытались заказать такси для мамы с маленьким ребенком. Не отказали ни в одном из вышеперечисленных. Правда, такой заказ потребовал немного больше времени.

В более мелких таксопарках дела обстоят похуже: кресел мало, поэтому не все берутся довезти до места назначения маму с детьми, некоторые отказывают довольно грубо, а самые отчаянные предлагают воспользоваться необорудованными автомобилями.

И если таксисты еще не готовы к новым правилам на сто процентов, то полиция уже настроена выписывать штрафы нарушителям.

- Абсолютно все сотрудники полиции на разводе 7 января были уведомлены, что ПДД вступили в законную силу и дети до 12 лет в обязательном порядке должны быть в автокресле, - прокомментировал старший инспектор административной полиции Павлодарской области Бибол Жуманов. - Случаев штрафа в Павлодаре пока еще не зафиксировано, но штрафоваться будут абсолютно все водители, нарушившие этот закон. За неправильную перевозку детей нарушителю придется заплатить до 5 МРП (9910 тенге), в случае повторного нарушения до 10 МРП, а если водитель трижды нарушит закон в течение года, он будет отправлен на пересдачу. Хочется напомнить водителям, что главное - безопасность перевозки детей вне зависимости, будет это таксист или транспортное средство используется в личных целях.

Между тем, Казахстан входит в печальный рейтинг стран с повышенной смертностью на дорогах. В прошлом году среди 192 стран в списке безопасности на дорогах наша республика заняла непочетную 128-ю строчку. Согласно данным статистики, на каждые 100 тысяч казахстанцев 22 человека погибают в ДТП. И, по словам экспертов, дело вовсе не в плохих дорогах, виновата низкая дисциплина водителей.

Поделиться
+1